• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Результаты анализа обоснованности роста цен на хлеб и мясо кур у производителей Ивановской области были озвучены на заседании межведомственной комиссии по контролю за ситуацией на потребительском рынке

Сфера деятельности: Розничная торговля

           Представители Ивановского УФАС России приняли участие в заседании межведомственной комиссии по контролю за ситуацией на потребительском рынке, связанной с ростом цен на продукты питания, которое состоялось 20 декабря в Правительстве Ивановской области.
           Ранее на этой неделе повышение цен на хлеб и мясо кур Ивановских производителей уже обсуждалось в Прокуратуре Ивановской области на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу динамики цен в регионе на основные продукты питания. Так, согласно озвученной информации, к  декабрю 2012 года в регионе подорожали хлеб, мясо свинины, говядины, кур и баранины, выросли цены  на сливочное масло.
           По результатам проведенных областной прокуратурой проверок фактов необоснованного завышения торговых надбавок, а также отпускных цен не выявлено. Практически во всех районах области торговые надбавки на основные продукты питания не превышают 20%. Если имеет место  рост цен, то связан он с ростом закупочных цен  производителей и оптовиков. Также не выявлено признаков ценовых сговоров и фактов поддержания монопольно высоких цен на основные продукты питания.
           В своем выступлении на заседании 20 декабря текущего года заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ольга Петровна Строгонова подчеркнула, что рост потребительских цен, который отмечают органы статистики, только в исключительных случаях связан с  противоправными действиями участников рынка. «На сегодняшний день нет оснований говорить о признаках нарушения антимонопольного законодательства на рынке розничной торговли», - пояснила О.П. Строганова. Данные выводы подтверждаются также отсутствием заявлений в адрес Ивановского УФАС России по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке розничной торговли продовольственными товарами.
           Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе - установление, поддержание монопольно высокой цены товара. Запрет также установлен на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения либо согласованные действия приводят или могут привести к  установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Вместе с тем в полномочия антимонопольных органов не входит  контроль за соблюдением законодательства в сфере ценообразования и проведение анализа обоснованности роста цен на товары.
           Ивановское УФАС России проводит ежеквартальный мониторинг рынков социально значимой группы продовольственных товаров, по результатам которого был сделан вывод о том, что рост цен на хлеб связан не только с ростом отпускных цен Ивановских производителей. В некоторых случаях рост цен обусловлен ценовой политикой предприятий из других регионов, которые на этапе вхождения на рынок Ивановской области сначала устанавливают минимальные цены, а впоследствии поднимают их до цен своих конкурентов, что обуславливает более высокий рост цен в розничной сети.
           Наряду с этим антимонопольным органом по просьбе Правительства Ивановской области был проведен анализ обоснованности роста цен на хлеб и мясо кур у производителей Ивановской области: ОАО «Хлебокомбинат №3», ООО «Хлебный Дом РИАТ», ОАО «Ивановский бройлер».
           В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы,  ООО «Хлебный Дом РИАТ» 29.03.2012 прекратило деятельность, ОАО «Хлебокомбинат №3» осуществляет деятельность в Челябинской области.
           В порядке контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  Ивановское УФАС России затребовало объяснения причин роста цен у ОАО «Ивановский бройлер» и следующих хлебокомбинатов:  ООО «Ивановский хлеб», ОАО «Ивановский хлебокомбинат №3», ООО «Хлебокомбинат РИАТ г. Кинешма».
           По результатам анализа установлено, что рост цен на хлеб обусловлен ростом цен на муку (в зависимости от сорта муки рост цен составил от 53% до 62,4%). Отпускные цены на хлеб указанных хлебокомбинатов различные, а также наблюдается различная динамика роста цен.
           По результатам анализа цен на мясо кур установлено, что рост цен обусловлен ростом стоимости кормов.
           Вместе с тем,  сравнивая цены ОАО «Ивановский бройлер» и прейскурант цен на продукцию ОАО «Ярославский бройлер» установлено, что цены ОАО «Ивановский бройлер» по различным видам продукции ниже.
           Данные обстоятельства, с учетом отсутствия заявлений с приложением доказательной базы по нарушениям антимонопольного законодательства, как было отмечено, свидетельствуют об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях указанных в хозяйствующих субъектов.

           В своем выступлении руководитель Управления Александр Витальевич Боровков отметил: «согласно позиции Ивановского УФАС России, основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны, в том числе удовлетворения потребностей граждан в качественных,  доступных по ценам товарах, является государственная конкурентная политика».
           Также А.В. Боровков напомнил членам комиссии, что в распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» внесены изменения, а именно, план мероприятий по реализации данной Программы продлен до 2015 года. Однако в региональную программу "Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года", утвержденную распоряжением Правительства Ивановской области от 08.09.2010 N 314-рп (далее Программа), соответствующие изменения не внесены. Вместе с тем, программа развития конкуренции является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления.
           Исходя из изложенного, было предложено оценить итоги реализации Программы и разработать региональную программу развития конкуренции до 2015 года либо внести изменения в действующую Программу.