Пассажирские перевозки в Кинешме осуществлялись с нарушением антимонопольного законодательства. Данную позицию Ивановского УФАС России подтвердил Арбитражный суд Ивановской области.

В марте текущего года на основе материалов проверки соблюдения Администрацией городского округа Кинешма антимонопольного законодательства были выявлены нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Нарушения выразились в неоднократном продлении Администрацией города Кинешмы и перевозчиками (ИП Приказчиковым А.Б. и ООО «Кинешемское ПАТП РОСТО ДОСААФ») договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок были заключены еще 2006 году. В последующие годы они неоднократно пролонгировались, в том числе и по заявлениям самих хозяйствующих субъектов.
Несмотря на то, что у Администрации имелись реальные возможности и достаточное количество времени для того, чтобы организовать открытый конкурс на право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, какого-либо отбора проведено не было. Конкурс на право обслуживать городские маршруты в период с 2006 года и в период действия дополнительных соглашений Администрацией не объявлялся.
Перед заключением дополнительных соглашений к договорам перевозки, заключенным еще в 2006 году, извещение о необходимости заключения договоров на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам городского округа Кинешма в средствах массовой информации не размещалось. Таким образом, хозяйствующие субъекты не были проинформированы о необходимости обслуживания соответствующих маршрутов. Доказательств обратного ответчиками представлено не было.
Администрация, ИП Приказчиков А.Б. и ООО «Кинешемское ПАТП РОСТО ДОСААФ» не посчитали необходимым предоставить иным хозяйствующим субъектам возможность побороться за право осуществления деятельности на соответствующих муниципальных маршрутах. Заключив дополнительные соглашения к договору перевозки 2006 года, позволяющие в приоритетном порядке продолжать осуществление предпринимательской деятельности, они лишили иных потенциальных перевозчиков права претендовать на заключение аналогичных договоров перевозки.
Предоставление хозяйствующим субъектам права продолжать осуществление пассажирских перевозок по ранее обслуживаемым маршрутам, без проведения отбора перевозчиков, является нарушением требований Закона о защите конкуренции и требований регионального законодательства.
Решениями Ивановского УФАС России от 26.03.2012 по делу № 02-30/2011-048 и от 23.05.2012 по делу № 02-30/2011-055 действия Администрации и данных хозяйствующих субъектов по заключению дополнительных соглашений к договорам перевозки пассажиров транспортом общего пользования без предшествующих процедур отбора перевозчиков нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Администрации и ИП Приказчикову А.Б. и ООО «Кинешемское ПАТП РОСТО ДОСААФ» были выданы предписания о расторжении дополнительных соглашений к соответствующим договорам.
Хозяйствующие субъекты с вынесенными решениями не согласились и обжаловали их в суде. Однако Арбитражный суд Ивановской области подтвердил законность решения антимонопольного органа.
Вместе с тем Администрация городского округа Кинешма нарушение признала и поддержала позицию Управления в Арбитражном суде.
По результатам рассмотрения заявлений ИП Приказчикова А.Б. и ООО «Кинешемское ПАТП РОСТО ДОСААФ» Арбитражным судом Ивановской области вынесено решение об отказе в удовлетворении требований.

Комментируя ситуацию, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Татьяна Алексеевна Михеева, обратила внимание на то, что проведение отбора перевозчиков необходимо в целях обеспечения конкуренции и равного доступа на рынок регулярных перевозок хозяйствующих субъектов, соответствующих установленным критериям. Отбор перевозчиков подразумевает, что каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в нем, все участники равны между собой, самостоятельные действия каждого из них будут влиять на результаты отбора и победителем должен быть определен лучший из перевозчиков.

Справочно:
Правовое регулирование прав и обязанностей органов местного самоуправления в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Ивановской области на момент заключения дополнительных соглашений № 3 от 01.12.2009 и № 9 от 26.11.2010 к договору перевозки № 10 от 26.12.2006 осуществлялось Законом Ивановской области от 29.12.2000 № 93-ОЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» (далее - Закон о пассажирских перевозках № 93-ОЗ). Настоящий Закон, согласно статье 15, обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Ивановской области органами государственной власти области, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, лицами, пользующимися услугами пассажирского автотранспорта, а также перевозчиками, выполняющими на территории области перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии со статьей 7 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В целях реализации вышеуказанных вопросов местного значения на территории городского округа администрация: утверждает паспорта маршрутов и графики движения на внутримуниципальных маршрутах; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения перевозчиков; выступает муниципальным заказчиком в сфере пассажирских перевозок согласно федеральному закону о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; осуществляет контроль за работой транспорта и обслуживанием пассажиров на территории муниципального образования.
Согласно статье 9 Закона о пассажирских перевозках № 93-03 (в ред. от 10.06.2008) организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев установленных федеральным законодательством.
При этом, исходя из системного толкования части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3, 16 Закона о защите конкуренции, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты при заключении подобных договоров перевозки обязаны соблюдать предусмотренные Законом о защите конкуренции запреты и ограничения.