ООО Торговая компания «Купец» создавало дискриминационные условия для поставщиков колбасных изделий

Сфера деятельности: Розничная торговля

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области совместно с прокуратурой Ленинского района города Иванова была проведена проверка ООО Торговая компания «Купец» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в ходе которой проанализированы договоры поставки мясных продуктов и колбасных изделий, заключенные ООО «Торговая компания «Купец» с ОАО «Мясокомбинат Шуйский», ООО «Торговый Дом Народные мясопродукты» №,  ИП Лучниковой О.Ю.
В ходе проверки выяснилось, что ООО Торговая компания «Купец» осуществляет торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации розничной торговой сети магазинов «Купец». Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что Торговая компания создавала дискриминационные условия для поставщиков одной группы товаров в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поставщики были поставлены заказчиком в неравные условия. Так, в договорах были предусмотрены различные штрафные санкции в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору, разные сроки уведомления об изменении цены товаров, а также разные сроки оплаты товаров (например, срок отсрочки оплаты в разных договорах варьировался от 7 до14 календарных дней с момента поставки партии продукции). Исходя из анализа договоров, специалисты Управления пришли к выводу, что ИП Лучникова О.Ю. была поставлена в наиболее выгодные условия по сравнению с остальными поставщиками колбасных изделий. При рассмотрении дела также было установлено, что поставщики при заключении договоров не имеют информации об условиях иных договоров заказчиков с поставщиками однородной группы товаров.
Комиссией антимонопольного органа было учтено, что указанное правонарушение затрагивает публично-правовую сферу отношений между хозяйствующими субъектами, а следовательно недопустимо проводить прямую зависимость между гражданско-правовой природой договора поставки и квалификацией деяния с точки зрения соблюдения антимонопольных правил, установленных Законом о торговле. Выявление дискриминационных условий обусловлено компетенцией Ивановского УФАС России.
Исходя из изложенного ООО «Торговая компания «Купец» было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о торговой деятельности. В срок до 21.12.2012 Общество обязано разработать типовую форму договора поставки для поставщиков одной группы товаров (изделия колбасные) в целях недопущения в дальнейшем создания дискриминационных условий для поставщиков данной группы товаров. 


Справочно:
В соответствии с ч.3 ст. 16 Закона о торговле Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Законом о защите конкуренции.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия. Под дискриминационными условиями, согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами
К однородным товарам, согласно части 7 статьи 38 Налогового Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.