Реклама массажа в фитнес-клубе «Energy» признана ненадлежащей

В Ивановское УФАС России поступило заявление от жителя г. Иваново о том, что в ТЦ «Вертикаль» распространялись рекламные листовки фитнес-клуба «Energy», в которых, среди прочего, рекламировались услуги массажа. Нарушения законодательства были выявлены также и в рекламе спа-салона «Energy Spa», - на проспекте Ленина у остановки городского транспорта размещался рекламный плакат следующего содержания: «пр-т Ленина, 20-А тел.: 41-32-73 мы открыли спа-салон Energy Spa обертывания массаж эпиляция маникюр педикюр кедр. бочка ик-сауна».
Комиссией Ивановского УФАС России данная реклама была признана ненадлежащей, поскольку в соответствии с действующим законодательством массаж отнесен к  медицинским услугам, а согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае являлся           ЗАО «Оригинал». Не обладая при этом необходимой лицензией, Общество рекламировало медицинскую услугу, подлежащую лицензированию, что свидетельствует о нарушении требований п.7 ст.7 Закона о рекламе.
Было установлено, что выявленные нарушения произошли вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и по вине PR-менеджера спортивно-оздоровительного комплекса ЗАО «Оригинал».  В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ данному должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 тысяч рублей.

 

 

Справочно:
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно Отраслевым стандартам «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004 утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, согласно которой общий массаж (код ПМУ 21.01.001); массаж лица (код ПМУ 21.01.002), массаж шеи (код ПМУ 21.01.003), массаж рук (код ПМУ 21.01.004), массаж волосистой части головы (код ПМУ 21.01.005), пилинг-массаж (код ПМУ 21.01.006), вакуумный массаж кожи (код ПМУ 21.01.007), массаж ног (код ПМУ 21.01.009), массаж при заболеваниях позвоночника (код ПМУ 21.03.002), массаж живота (код ПМУ 21.31.001), входят в раздел «А» и относятся к простым медицинским услугам.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.07.2009 № 147 и утвержденных им Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя об «Объеме платных услуг населению» платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.
На основании п. 50 Указаний в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи, проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж).
Кроме того, согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 медицинский массаж относится к медицинской деятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В соответствии с п.7 ст.7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных п. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несет ответственность, как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.