Методические рекомендации ФАС России по характерным признакам нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров поставки газа, электроэнергии, теплоснабжения, передаче электрической энергии.

 

1. Рекомендации по вопросам заключения договоров энергоснабжения

 

При рассмотрении заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства гарантирующими поставщиками при заключении договоров энергоснабжения, а также сетевыми организациями при оказании услуг по передаче электрической энергии территориальным органам ФАС России следует руководствоваться, в том числе настоящими Методическими рекомендациями.

2.1. Требования гарантирующего поставщика о предоставлении документов, не предусмотренных законодательством, в целях заключения договора энергоснабжении (купли-продажи (поставки) электрической энергии).

В соответствии с пунктом 61 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Основные положения), гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI Основных положений.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:

отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Пунктом 62 Основных положений также установлено, что договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 Основных положений.

Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения:

технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;

обеспечение учета электрической энергии;

надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору (для заявителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств свыше 100 кВт).

Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно предоставляет гарантирующему поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки, и о местах расположения пунктов приема у покупателей электрической энергии данной организации платежей за электрическую энергию.

В случае если гражданин намеревается заключить в письменной форме договор энергоснабжения (договор купли-продажи электрической энергии) для бытового потребления, он направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с приложением имеющихся у него на дату направления заявки документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий. В случае если представленных гражданином документов недостаточно для подтверждения выполнения указанных условий или у гражданина отсутствуют соответствующие документы, соблюдение таких условий проверяется гарантирующим поставщиком самостоятельно.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

В последнее время участились случаи, когда гарантирующий поставщик для заключения договора энергоснабжения с физическим лицом, требует от заявителя представления документов, не предусмотренных Основными положениями.

В частности, требуется представить:

- разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки Северо-Западного управления Ростехнадзора (кроме энергоснабжаемых объектов, присоединенных к одному источнику электроснабжения с максимальной мощностью до 15 кВт включительно);

- копию проекта электроснабжения, согласованного с энергоснабжающей организацией;

- копию протокола проверки знаний Северо-Западного управления Ростехнадзора;

- копию свидетельства о регистрации права собственности абонента на объект недвижимости или копию Договора аренды объекта;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- копию паспорта: страницы с информацией о дате и месте рождения, месте регистрации, номером паспорта, дате и месте выдачи паспорта;

- доверенность на имя представителя;

- информация о планируемом энергопотребелнии (по месяцам, по каждому потребителю, в кВтч) по предлагаемой форме.

Также, в нарушение статьи 26 Закона об электроэнергетике, гарантирующий поставщик требует от заявителя представить:

- акт о технологическом присоединении (справка на мощность) – разрешение на присоединение необходимой физическому лицу мощности к существующим электрическим сетям;

- акт разграничения электрических сетей и электроустановок объекта.

Кроме того, все копии документов, представляемых физическим лицом, по требованию гарантирующего поставщика должны быть нотариально заверены.

Вместе с тем, Основными положениями не установлено, что документы, представляемые вместе с заявкой, должны быть нотариально заверены.

Также, не редки случаи, когда гарантирующий поставщик возлагает на заявителя обязанность, противоречащую статье 26 Закона об электроэнергетике, самостоятельно осуществлять сбор следующих документов: акт о технологическом присоединении (справка на мощность) и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности).

Кроме того, гарантирующий поставщик обязывает заявителя разработать проект электроснабжения в организации, имеющей лицензию на деятельность подобного профиля. Данный проект согласовывается с гарантирующим поставщиком в части организации прибора учета.

Вместе с тем, Основными положениями разработка проекта электроснабжения заявителем не предусмотрена.

В вышеуказанных действиях гарантирующего поставщика содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в части совершения действий лицом, занимающим доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2.2. Включение в договор энергоснабжения положения об авансовых платежах.

Пунктом 70 Основных положений предусмотрено, что если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 Основных положений) оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:

30 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 25-го числа этого месяца;

фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления электрической энергии (мощности) за расчетный период меньше договорного объема, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.

Исполнитель коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 89 Основных положений, на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с Основными положениями приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

В связи с этим, не допускается включать требования об авансовых платежах в договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии) с гражданами-потребителями и исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 Основных положений.

В случае если гарантирующий поставщик навязывает в заключаемый с гражданином-потребителем или исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению договоры энергоснабжения требования об авансовых платежах, в таких действиях имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразившихся во включении в договоры энергоснабжения условий не соответствующих императивным нормам законодательства, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов заявителей (потребителей). 

2.3. Необоснованный отказ гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 61 Основных положений, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI Основных положений.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:

отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

По мнению некоторых гарантирующих поставщиков проверка гарантирующим поставщиком соблюдения потребителем условий, необходимых для заключения договора энергоснабжения, не предусматривает оформление за потребителя недостающих документов, а несоблюдение потребителем условий для заключения договора энергоснабжения, указанных в пункте 62 Основных положений, является основанием для отказа в заключении договора энергоснабжения.

Вместе с тем, основания для отказа в заключении договора энергоснабжения определены пунктом 61 Основных положений. Иных оснований для отказа Основными положениями, Законом об электроэнергетике не предусмотрено.

Учитывая изложенное, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю – физическому лицу в заключении договора энергоснабжения по причине отсутствия каких-либо документов, предусмотренных пунктом 62 Основных положений.

Таким образом, в действиях гарантирующего поставщика по уклонению от заключения договора энергоснабжения по причине отсутствия каких-либо документов, предусмотренных пунктом 62 Основных положений, имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

2. Рекомендации по вопросам оказания услугпо передаче электрической энергии

 

3.1. Собственник объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии, и не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через его объекты, а также требовать за это оплату.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Действия собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку (переток, передачу) электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии), являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Действия собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения к электросетям потребителя, в заключении с этим потребителем договора на использование кабельной линии и подстанции по трансформации электрического тока, а также во взимании платы за переток электроэнергии через объекты предприятия нарушают пункты 3, 4, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3.2. Сетевая организация не вправе навязывать потребителю дополнительные объемы оказания услуг по передаче электроэнергии сверх тех, которые заявлены потребителем, а вправе требовать (при отсутствии технической возможности) только снижения договорных величин.

В соответствии с пунктом 18 Правил недискриминационного доступа лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию:

а) заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами:

реквизиты потребителя услуг по передаче электрической энергии или потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор;

объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам;

объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к сети, с ее распределением по каждой точке присоединения и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

однолинейная схема электрической сети потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

в) проект договора - по желанию заявителя.

Пунктом 24 Правил недискриминационного доступа установлены случаи, когда сетевая организация может не согласовать заявленные потребителем объемы при отсутствии технической возможности на передачу заявленных потребителем объемов электрической энергии и предложить потребителю уменьшить договорные объемы, чтобы привести их в соответствие с техническими возможностями сетевой организации.

Таким образом, из смысла пунктов 18, 24 Правил недискриминационного доступа следует, что сетевая организация не вправе навязывать потребителю дополнительные объемы оказания услуг по передаче сверх тех, которые заявлены потребителем, а вправе требовать (при отсутствии технической возможности) только снижения договорных величин.

Аналогичной позиции придерживается и Высший арбитражный суд Российской Федерации – определение от 16.09.2010 № ВАС 11714/10.

 

При осуществлении антимонопольного контроля за действиями ресурсоснабжающих организаций при заключении договора поставки тепловой энергии наиболее часто встречаются следующие категории нарушений.

 

1. Нарушения при заключении договора между теплоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.

1.1 Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка определения объема  поставленной тепловой  энергии, выразившееся в применении ресурсоснабжающими организациями договорных величин при расчетах с исполнителями услуг за предоставленные коммунальные ресурсы.

Ресурсоснабжающие организации при заключении договора теплоснабжения включают в договор условия, согласно которым при отсутствии у абонента приборов учета, количество принятой абонентом тепловой энергии и теплоносителя определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре и показаний приборов учета источника теплоты (станции) балансовым методом, согласно Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 № Вк-4936.

Вместе с тем, порядок определения количества тепловой энергии при расчетах за тепло, поставляемое в жилые дома, не оборудованные приборами учета, прямо предусмотрен действующим жилищным законодательством и не может быть изменен соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее  - Правила № 307), количество поставляемой энергии при отсутствии приборов учета подлежит определению расчетным путем на основании установленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, определение количества потребленной тепловой энергии, приобретаемой для отопления жилого дома  при отсутствии в нем прибора учета, без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ и Правилам № 307.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № ВАС-12425/10 пункт 8 Правил № 307 в части определения количества тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса, признан соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

1.2 Применение ресурсоснабжающими организациями при расчетах с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами тарифа, установленного не для граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Пунктом 15 Правил № 307 установлено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, расчеты за коммунальные ресурсы между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией осуществляются в соответствии с установленными Правилами № 307 по утвержденным органами регулирования тарифам.

1.3 Нарушение установленных нормативными правовыми актами условий оплаты коммунальных ресурсов.

Согласно пункту 35 Правил № 307 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Таким образом, в случае, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги, положения договора энергоснабжения, заключенного с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, об оплате тепловой энергии и теплоносителя должны соответствовать требованиям, установленным Правилами.

Таким образом, действия занимающей доминирующее положение ресурсоснабжающей организации в части применения порядка осуществления расчетов за коммунальные услуги, не соответствующего установленным Правилами, будут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

2. Нарушения при заключении договора между теплоснабжающими организациями и иными организациями.

2.1 Включение в оплату поставляемой потребителю тепловой энергии стоимости потерь тепловой энергии в сети теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности потребителя (в том числе, потерь на бесхозяйных сетях).

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Потребитель  обязан оплатить лишь те потери, которые возникают в сетях, находящихся на его обслуживании в соответствии со схемой разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

При этом согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, включение в оплату поставляемой потребителю тепловой энергии стоимости потерь тепловой энергии в сети теплоснабжающей организации - на всей протяженности сети до прибора учета потребителя противоречит действующему в области энергоснабжения законодательству, а также статье 210 Гражданского кодекса.

Изложенная позиция подтверждается выводами Высшего Арбитражного Суда (определение ВАС РФ от 14.06.2011 № ВАС-6819/11).

Кроме того, обращаем внимание, что пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

2.2 Включение в договор теплоснабжения условий, предусматривающих авансовые платежи за услуги теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как установлено пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса, правила, предусмотренные статьями 539547 Гражданского кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно положениям статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 № 294 утвержден Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ (далее – Порядок), которым установлены правила расчетов между поставщиками тепловой энергии и природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) тепловой энергии и природного газа.

Пунктом 2 Порядка установлено, что оплата потребителями тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется следующим образом: 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.

Вместе с тем, согласно пункту 5 Порядка положения данного Порядка не применяются в отношении государственных (муниципальных) учреждений, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии является публичным, условия которого определяются нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. При этом пунктом 5 части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлено, что договор теплоснабжения должен определять ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно положениям пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей проект договора (например, теплоснабжающей организации), и этой стороне в течение 30-ти дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, она обязана в течение 30-ти дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону (например, потребителя) о принятии договора в предложенной редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении в обязательном порядке договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

С учетом изложенного, в случае наличия преддоговорного спора, существующего в допустимых пределах осуществления гражданских прав, разногласия по условиям проекта договора теплоснабжения подлежат разрешению в гражданско-правовом порядке с определением условий, по которым у сторон имеются разногласия, в соответствии с решением суда.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действия занимающей доминирующее положение ресурсоснабжающей организацией в части навязывания потребителю невыгодных условий договора будут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что Закон о теплоснабжении, направлен на регулирование вопросов, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем. Также им определяются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций.

Законом о теплоснабжении установлены положения об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, а также предусмотрены особенности регулирования договорных правоотношений между данными субъектами.

Так, Законом о теплоснабжении предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования, которая должна содержать сведения о системах теплоснабжения в муниципальном образовании, в том числе о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии, об определении единой теплоснабжающей организации (статья 6).

В настоящее время в целях реализации положений Закона о теплоснабжении федеральными органами исполнительной власти разрабатываются нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение:

 -  правил организации теплоснабжения;

- правил подключения к системам теплоснабжения;

-  основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

-  правил антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;

-  требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

-  стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

 

 

 

3. Рекомендации  по вопросам заключения договора поставки газа

и изменения условий договора в части ограничения

и прекращения поставки газа

 

Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от организационно-правовой формы собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными  Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 указанного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

К числу иных правовых актов, регулирующих особенности заключения и исполнения договоров газоснабжения, относятся Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа).

Указанные Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

При этом договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 (поставка товаров) главы 30 Гражданского кодекса.

Требования Правил поставки газа должны учитываться при осуществлении антимонопольного контроля за действиями газоснабжающих организаций при заключении договора поставки газа (далее – договор).

 

1. Отказ или уклонение от заключения договора.

При рассмотрении обращений по вопросам отказа и/или уклонения от заключения договора следует учитывать следующие обстоятельства. 

Порядок заключения договора, в том числе сроки рассмотрения оферты, протоколов разногласий, а также судебного урегулирования условий договора, по которым стороны в досудебном порядке к согласию не пришли,  установлен пунктами 9 – 11 Правил поставки газа.

В силу пункта 11 Правил поставки газа согласие на заключение договора (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора на условиях поставщика.

Таким образом, Правилами поставки газа установлены характер, сроки и последовательность действий, которые обязаны совершить стороны, желающие заключить договор.

При наличии у поставщика доминирующего положения на соответствующем рынке, отсутствие в установленные законодательством сроки ответа поставщика на оферту потребителя о заключении договора или на протокол разногласий, может рассматриваться как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающееся в ущемлении интересов потребителя путем уклонения от заключения договора в результате бездействия.

Данная правовая позиция отражена в ряде судебных актов, в том числе:

в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.06.2011 по делу № А32-16741/2010 (суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, придя к выводу, что поставщик злоупотребил своим доминирующим положением на рынке природного газа, поскольку  не направил ответы на письма потребителя с предложениями о заключении договора);

в постановлении Федерального арбитражного суда  Уральского округа от 21.01.2009 № Ф09-10458/08-С1 по делу № А76-7777/08 (в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа отказано, поскольку нерассмотрение заявителем направленного в его адрес протокола разногласий к договору на поставку и транспортировку газа обоснованно расценено в качестве навязывания контрагенту условий, невыгодных для него, экономически и технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных законом). Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2009 № 5481/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008.

Одной из причин уклонения или отказа в заключении договора может являться непредставление потребителем документов, запрашиваемых поставщиком.

Согласно пункту 4 Правил поставки газа для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 № 832.

Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения. Наличие каких-либо других документов, которые в обязательном порядке должен иметь покупатель при заключении договора поставки газа, законодательством Российской Федерации не предусмотрено (постановления  Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2011 по делу № А09-8692/2010 и от 05.10.2010 по делу № А14-18962/2009/634/10).

 

2. Навязывание невыгодных условий договора.

При рассмотрении обращений по вопросу навязывания невыгодных условий договора, следует учитывать, что сам по себе факт разногласий сторон по условиям заключаемого договора не может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку законодатель предусмотрел механизм гражданско-правового разрешения данных разногласий на основе равенства сторон (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2009 по делу № А25-1128/08-7). 

Наиболее показательным судебным актом по данному вопросу является постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2009 № Ф09-4919/09-С1 по делу № А50-16120/2008-А01. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.11.2009 № ВАС-14491/09 антимонопольному органу отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления, решения Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2009 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2009.

Антимонопольному органу при рассмотрении обращений о навязывании невыгодных условий договора необходимо доказать, что поставщик  совершал какие-либо действия, которые могли бы рассматриваться как навязывание соответствующих условий договора, и принуждал третьих лиц заключить договор на невыгодных для них условиях (угрозы или предупреждение абонента об ограничении или прекращении поставки газа в случае неподписания договора в редакции поставщика, отказ от заключения договора в целом и т.п.).  Указанная правовая позиция отражена в ряде судебных актов, в том числе в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2009 по делу № А32-27227/2008-5/428, от 25.05.2009 по делу № А32-25092/2007 и от 16.12.2008 № Ф08-7667/2008 по делу № А63-4453/2008-С6-10.

Рассматривая обращения по вопросам навязывания невыгодных условий договора, следует также проводить анализ спорных пунктов договора на предмет соответствия Гражданскому кодексу и нормативным правовым актам в области газоснабжения. В судебной практике имели место случаи, когда суд признавал недействительными решения и предписания антимонопольного органа по делам о навязывании невыгодных условий договора, если оспариваемые условия соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.11.2008 № Ф08-6633/2008 по делу № А63-2102/2008-С6-25).

Из положений пунктов 15 и 17 Правил поставки газа следует, что покупатель вправе отбирать газ в большем количестве, чем согласовано в договоре поставки. При этом стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет отличной от той, которая установлена в договоре за поставку в пределах согласованного объема.

В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 15.06.2010 № 325/10 по делу № А32-25198/2008-63/301 указал, что включение в договор поставки газа дополнительных по отношению к определенным пунктами 15, 17 Правил поставки газа коэффициентов, названных в договоре штрафом за потребление газа сверх договорного объема, является нарушением ценообразования, злоупотреблением доминирующим положением путем навязывания невыгодных для контрагента условий договора.

Наряду с повышающими коэффициентами за потребление газа сверх договорного объема, предусмотренными пунктом 17 Правил поставки газа, потребители рассматривают как невыгодное условие договора о неустойке при выборке газа в объемах меньших, чем предусмотрено договором.

Позиция судов по данному вопросу, отличная от мнения потребителей, отражена в ряде судебных актов, в том числе следующих:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2010 по делу № А13-8787/2009 (суд отказал в иске о признании недействительным пункта долгосрочного договора поставки газа, предусматривающего неустойку за невыборку газа, поскольку из договора следует, что невыборка согласованного в договоре месячного объема газа является нарушением договорных обязательств со стороны покупателя, а установленная оспариваемым пунктом неустойка не противоречит определению неустойки, содержащемуся в Гражданском кодексе);

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2009 по делу № А32-27227/2008-5/428 (заявление о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа удовлетворено, поскольку общество не предпринимало действий по навязыванию контрагентам невыгодных условий договора. Как отметил суд, при заключении договора потребитель не заявлял возражений по условиям договора. Обязанность покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном договором, предусмотрена пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса пунктами 12, 13 Правил поставки газа. Применение неустойки за нарушение данной обязанности при невыборке договорного объема соответствует статье 329 Гражданского кодекса. Включение в договор соответствующих условий не является их навязыванием контрагенту). Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2009 № 14841/09 отказано в передаче данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора;

постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.10.2006 № Ф04-6098/2006(26546-А70-28) по делу № А70-3361/9-2006 (в удовлетворении иска о признании недействительным пункта договора поставки и транспортировки газа отказано, поскольку может привести к ущемлению имущественных интересов поставщика и повлечь за собой освобождение покупателя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств).

Высший Арбитражный Суд РФ определением от 10.01.2007 № 15751/06 по делу № А70-3361/9-2006 отказал в передаче дела по иску о признании частично недействительным договора поставки и транспортировки газа для пересмотра в порядке надзора. Отклоняя довод потребителя о недействительности спорного условия договора о неустойке в связи с тем, что Правила поставки газа не предусматривают нормы о штрафных санкциях за невыборку газа, суд отметил, что пункт 16 Правил не допускает невыборку газа как норму в договорных отношениях между поставщиком и потребителем газа. Кроме того, пункт 32 Правил предусматривает обязанность сторон исполнять взятые на себя договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом, иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

 

3. Ограничение и прекращение поставки газа

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Случаи и порядок ограничения и прекращения газоснабжения наряду с Правилами регулируются Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно–энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2008 № 1 (далее – Порядок № 1), содержащим требования и условия, при обязательном соблюдении которых может производиться ограничение и прекращение газоснабжения отдельных категорий потребителей.

В соответствии с пунктом 33 Правил поставки газа по представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.

Пунктом 34 Правил поставки газа установлено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка № 1, он является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно - энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. Наряду с потребителями, указанными в пункте 2 Порядка № 1, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 к данной категории отнесены финансируемые за счет средств федерального бюджета организации, обеспечивающие безопасность государства.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Пунктом 3 Порядка № 1 установлено, что при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.

Следует отметить, что в соответствии  с пунктом 6 Порядка № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно - энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно - энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Наряду с приведенными выше нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, вопросы ограничения и прекращения поставок энергоресурсов регулируются также нормами Гражданского кодекса, в том числе:

статьей 450 - основания изменения и расторжения договора (по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.);

статьей 486 - оплата товара (если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора.);

статьей 523 – односторонний отказ от исполнения договора поставки (односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 – существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора);

статьей 546 – изменение и расторжение договора энергоснабжения (в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса (неоднократного нарушения сроков оплаты товаров, неоднократной невыборки товаров), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 364 об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства).

Как показывает анализ судебной практики, суды при установлении правомерности действий газоснабжающих и/или газораспределительных организаций по ограничению и прекращению подачи газа потребителям, наряду с требованиями законодательства исходят также из условий заключенных договоров.

В судебной практике рассматривается следующая ситуация.

Покупатель на протяжении длительного периода (нескольких месяцев) не оплачивал поставленный газ, в связи с чем поставщик неоднократно письменно предупреждал покупателя о возможности применения предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором санкций по ограничению поставки газа вплоть до полного прекращения.

При этом заключенным сторонами договором установлены следующие условия:

поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставки газа покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа подряд) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ;

ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае – принудительно газораспределительной организацией (далее – ГРО) и/или газотранспортной организацией.

Вместе с тем, покупатель добровольно потребление газа не ограничил, неоднократно отказывался допустить на объект представителей поставщика для отключения газопотребляющего оборудования, что подтверждено документально.

В результате поставщик направил покупателю уведомление об изменении условий заключенного договора в части снижения поставляемого объема газа до 0 м. куб. и в дальнейшем стал рассчитывать сумму оплаты за фактически потребленный газ с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа, ко всему объему отобранного покупателем газа, с чем покупатель не согласился.

При этом между поставщиком и покупателем возник гражданско-правовой спор относительно суммы задолженности по оплате поставленного газа и способа ее расчета в связи с изменением поставщиком условий заключенного договора в одностороннем порядке, что допускается при соблюдении определенной процедуры нормами Гражданского кодекса.

При обращениях в суды поставщики в исках предъявляли требования не только об оплате поставленного газа, но и об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами также в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Описанные споры между поставщиками и покупателями газа разрешались в судебной практике, например:

постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2011 г. по делу № А52 – 2479/2010 (суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали правомерными действия поставщика газа по одностороннему изменению условий договора в части уменьшения объемов поставки газа и применении при расчетах за газ повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа);

постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.11.2010 №КГ-А41/13804-10 по делу №А41-7145/10 (суды первой и кассационной инстанций признали правомерным  установление поставщиком в одностороннем порядке договорной суточной нормы поставки газа в размере 0 м. куб. в сутки и применение повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в связи с неоднократным нарушением покупателем условий оплаты; в апелляционной инстанции решение суда первой инстанции не обжаловалось);

постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2010 г. № Ф09-1833/10-С5 по делу № А76-10841/2009-15-335 (суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали правомерным  установление поставщиком в одностороннем порядке договорной суточной нормы поставки газа в размере 0 м. куб. в сутки и применение повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в связи с неоднократным нарушением покупателем условий оплаты);

постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2005 г. по делу № А14-14238-2004/536/4 (покупатель  полагал, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно пришли к выводу о том, что ограничение поставки газа является изменением договорного объема поставки газа. Отказывая покупателю в иске,  суд пришел к выводу о том, что применение поставщиком при расчетах повышающего коэффициента 1,5 является правомерным).

Следует отметить, что разрешение гражданско-правовых споров не входит в компетенцию ФАС России, определенную статьей 23 Закона о защите конкуренции и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331. 

Данная правовая позиция отражена также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.06.2008 № 30. В абзаце 2 пункта 5 названного постановления суд указал, что антимонопольный орган в рамках своей компетенции не вправе разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичная по смыслу норма закреплена в части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

По своему содержанию данные нормы означают, что у органов исполнительной власти, в том числе и у антимонопольных органов отсутствуют полномочия по переоценке и/или отмене судебных актов и содержание вступивших в законную силу судебных актов должно в обязательном порядке учитываться при вынесении антимонопольным органом решений по соответствующим вопросам.

Таким образом, при наличии судебного акта по спору об ограничении или прекращении поставки газа, не подлежащего отмене полностью или в соответствующей части, у антимонопольного органа отсутствуют основания считать действия поставщика нарушающими требования антимонопольного законодательства.