Заместитель руководителя Т.Михеева рассказала о контроле в сфере размещения заказов

Напомним, что антимонопольные органы осуществляют контроль в сфере размещения заказов в нескольких направлениях: рассмотрение жалоб участников размещения заказов на действия комиссий и уполномоченных органов, проведение плановых и внеплановых проверок, включение хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков, посредством возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

 

В 2009 году в управление поступило 98 жалоб (в 2008 году – 53) на нарушения Закона о размещении заказов (31 при размещении федеральных заказов (23 жалобы в 2008 году), 33 при размещении заказов субъекта федерации (8 жалоб в 2008 году), 34 при размещении муниципальных заказов (22 жалобы в 2008 году)). Из них 26 жалоб возвращено в связи с нарушением заявителем порядка их подачи, 8 жалоб отозваны заявителями, 44 жалобы признаны необоснованными и 20 обоснованными.

 

При рассмотрении жалоб выявлено 27 (22 нарушения в 2008 году) нарушений Закона о размещении заказов, большая часть из которых относилась, во-первых, к случаям, когда требования к участникам размещения заказа или к заявке участников противоречили закону, во-вторых, к случаям необоснованного отказа в допуске участникам размещения заказов к торгам или запросам котировок. Остальные нарушения относились к случаям использования незаконных критериев оценки при проведении торгов в форме конкурса, несвоевременному размещению соответствующей информации о государственных и муниципальных заказах на официальных сайтах и др.  По результатам рассмотрения жалоб выдано 15 (в 2008 году 9 предписаний) предписаний об устранении нарушений законодательства, которые исполнены в установленные сроки. Обжалованию в суде подверглись лишь два решения, принятые по итогам рассмотрения жалоб, одно из которых прошло через первую и кассационную судебные инстанции, и было признано законным и обоснованным, а второе, в настоящее время находится в производстве суда первой инстанции.

 

В 2009 году Ивановского УФАС России продолжило осуществлять контроль в сфере размещения заказов посредством осуществления плановых и внеплановых проверок. В 2009 году Ивановским УФАС России было проведены 1 плановая и 5 внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов. По результатам проверок было проверено 31 размещение заказов, в 22 из которых были выявлены 49 нарушений. Было выдано 15 предписаний, которые исполнены в установленный срок.

 

Наиболее часто встречающимися при проведении проверок, явились нарушения сроков и полноты размещения на официальном сайте информации о размещении заказов, нарушение сроков заключения государственных или муниципальных контрактов, необоснованный отказ в допуске к участию в размещении заказов, а также не проведение торгов, когда того требует закон.

 

Следует отметить, что продолжает иметь место ситуация, когда многие, в том числе вышеизложенные нарушения, часто являются не следствием злонамеренных действий со стороны заказчиков, а в большей степени обусловлены правовой неграмотностью, что свидетельствует о необходимости усиления активности в направлении обучения соответствующих должностных лиц и повышении качества такого обучения.

 

Анализ практики Ивановского УФАС России за 2009 год по осуществлению контроля в сфере размещения заказов при рассмотрении материалов, на основании которых принимались решения о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), либо отказе во внесении их в данный реестр, позволяет сделать следующие выводы.

 

В Ивановское УФАС России поступило 24 обращения заказчиков с предоставлением материалов, на основании которых принимались решения о включении лиц в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), либо отказе во внесении их в данный реестр. По результатам рассмотрения обращений было принято 21 решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В 6 случаях поставщики надлежащим образом контракты не исполнили, в связи с чем они были расторгнуты.    

 

Необходимо отметить, что нередки случаи, когда заказчик направляет проект контракта победителю торгов или запроса котировок, таким образом, что в последствии не может доказать данный факт (обычной почтой или нарочно без отметки о принятии контрагентом), в связи с чем, не возможно подтвердить факт исполнения соответствующей обязанности заказчиком и, как следствие, получение победителем данного документа. Указанная ситуация, в свою очередь, свидетельствует о том, что нельзя констатировать факт возникновения у победителя обязанности по представлению заказчику подписанного контракта в сроки установленные законом, конкурсной или аукционной документаций, извещением о запросе котировок. Таким образом, даже если контракт был передан заказчиком, а победитель не представил подписанный контракт в установленный срок, то включить сведения о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков не представляется возможным.

 

Обращаем особое внимание на то, что сохраняется ситуация, при которой победители размещений заказов отказываются заключать контракты и, соответственно, признаются уклонившимися от заключения контрактов, потому что цена, указанная ими в заявке, оказывается не верной в силу технической ошибки исполнителя. На заседании комиссии лица признают свою вину, а также выясняется, что умысла с их стороны на совершение противоправных действий не было. Также хочется отметить, что присутствует тенденция халатного отношения участников размещений заказов к изучению условий торгов или запроса котировок, что приводит в дальнейшем к отказу от заключения контрактов в силу неосведомленности победителя о некоторых условиях исполнения контракта, которые его не устраивают

 

В отчетном периоде  управлением было вынесено 157 (в 2008 году – 52) постановлений о применении мер административной ответственности. Величина наложенных штрафных санкций составила 2 351 842 (два миллиона триста пятьдесят одна тысяча восемьсот сорок два) рубля (в 2008 году - 718 072 (семьсот восемнадцать тысяч семьдесят два) рубля). Сумма уплаченных штрафов составляет 547 700 (пятьсот сорок семь тысяч семьсот) рублей.       

 

Наиболее часто встречающимся административным правонарушением в сфере размещения государственного заказа, за совершение которого Ивановским УФАС России  было возбуждено большинство дел об административных правонарушениях, является  нарушение части 2 статьи 7.30 КоАП РФ (нарушение членом конкурсной, аукционной комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).