Контроль рекламной деятельности - на высоком уровне (об итогах деятельности за 2009 год)

В 2009 году Ивановское УФАС России продолжило активную работу по выявлению и пресечению нарушений законодательства о рекламе. Управление рассмотрело 56 дел о нарушении законодательства о рекламе (в 2008 году – 46) и выдало 60 предписаний (на настоящий момент все исполнены). В связи с нарушениями законодательства о рекламе управлением возбуждено и рассмотрено 56 дел об административных правонарушениях (в 2008 году – 41), наложено административных штрафов на общую сумму 1 млн. 101 тыс. рублей, из которых 550 тыс. оплачено. Часть Постановлений о наложении штрафов находится в стадии обжалования.

 

Ивановское УФАС России занимает 7 место в рейтинге 82 территориальных органов ФАС России по контролю рекламной деятельности по итогам 2009 года.

 

В отчетный период территориальный орган продолжал уделять наибольшее внимание нарушениям требований законодательства при размещении и распространении рекламы финансовых и банковских услуг, рекламы алкогольной продукции, пива и табачных изделий, а также рекламы услуг сотовых операторов. Увеличилось количество обращений граждан и коммерческих организаций по фактам распространения рекламы на телевидении с признаками нарушений ст. 14 Закона о рекламе.

 

Отметим, что управление не ограничилось возбуждением дел в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных на территории нашего региона. В 2009 году на основании полномочий, полученных от Центрального аппарата ФАС России и информации от других территориальных органов о распространении аналогичной рекламы финансовых услуг, услуг сотовой связи и др., управление рассмотрело 10 дел: в отношении ОАО «МТС» – 4 дела, ОАО НБ «Траст» – 2 дела, ОАО «НБД-Банк», ООО ИКБ «Совкомбанк», ОАО «МегаФон», АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО). По результатам рассмотрения указанных дел были возбуждены и рассмотрены административные дела, наложены штрафы.

 

Как наиболее значимые и интересные административные дела, возбужденные в связи с нарушением  законодательства Российской Федерации о рекламе, можно отметить следующие:

- административное дело, возбужденное в отношении ЗАО «Банк Русский Стандарт». ЗАО «Банк Русский Стандарт» было привлечено к административной ответственности за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе по факту распространения на плакатах, которые размещены на оконных проемах в представительствах и офисах банка в г. Иваново, рекламы финансовой услуги (услуги по заключению договора срочного банковского вклада) с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе. Данное нарушение выразилось в том, что на рекламном плакате было крупным шрифтом выделено наиболее привлекательное для потребителей условие заключения договора банковского вклада – процентная ставка, а остальные условия оказания соответствующей финансовой услуги, влияющие на суму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, присутствовали в рекламе лишь формально, так как были выполнены мелким, нечитаемым шрифтом, который не воспринимается человеческим глазом. Постановление о наложении штрафа, вынесенное Ивановским УФАС России обжаловалось в трех судебных инстанциях: в Арбитражном суде Ивановской области, во Втором Арбитражном апелляционном суде, а также в Федеральном Арбитражном суде Волго-Вятского округа. Суды всех инстанций признали законность привлечения банка к административной ответственности. ЗАО «Банк Русский Стандарт» оплатило штраф в размере 40 000 рублей ненадлежащему лицу (неправильно указаны реквизиты), в связи с чем, Ивановским УФАС России было привлечено УФССП России по Ивановской области и УФССП России по Москве для взыскания штрафа. В настоящее время исполнительное производство окончено.

- административное дело, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Лубянова. ИП Лубянов был привлечен к административной ответственности за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе по факту размещения на телевидении рекламы финансовой услуги (предоставление кредита) без наименования финансовой организации, предоставляющей данную услугу, то есть с нарушением ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе. Постановление о наложении штрафа, вынесенное Ивановским УФАС России обжаловалось в трех судебных инстанциях: в Арбитражном суде Ивановской области, во Втором Арбитражном апелляционном суде, а также в Федеральном Арбитражном суде Волго-Вятского округа. Суды всех инстанций признали законность привлечения ИП Лубянова к административной ответственности, штраф оплачен.

- административные дела № 07-24/2009-026, № 07-24/2009-027, № 07-24/2009-028, возбужденные в отношении ОАО «МТС». ОАО «МТС» было привлечено к административной ответственности за распространение с помощью средств стабильного территориального размещения – рекламных конструкций (щиты 3х6м) рекламы услуг, предоставляемых сотовым оператором, с нарушением требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе. В рекламе были выделены наиболее привлекательные для потребителей условия тарифных планов, а иная существенная информация о рекламируемых услугах, об условиях подключения и действия тарифных планов была выполнена мелким, нечитаемым шрифтом, либо вовсе отсутствовала, тем самым, вводя потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги. Общая сумма штрафа, наложенного на ОАО «МТС» составляет 300 000 рублей. Арбитражный суд Ивановской области оставил Постановления Ивановского УФАС в силе.

 

Ивановское УФАС России провело проверку органов государственной власти и органов местного самоуправления Ивановской области, осуществляющих контрольно-разрешительные функции в сфере распространения наружной рекламы на подведомственной им территории, на предмет получения информации о наличие преимущественного положения в сфере наружной рекламы, а также выявления нарушений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации полномочий и исполнении обязанностей, возложенных на них статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

По результатам проведенной проверки выявлено, что в Шуйском муниципальном районе не разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального образования; в  двух муниципальных образованиях (в Пестяковском и Фурмановском муниципальных районах) указанные нормативные документы находятся в стадии принятия; в двух муниципальных образованиях (в Комсомольском и Кинешемском муниципальных районах) нормативно-правовые акты не соответствовали требованиям ст. 19 Закона о рекламе. По данным фактам возбуждены два дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в связи с действиями актов, несоответствующих действующему законодательству о рекламе, выданы предписания об отмене (изменении) противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта органа местного самоуправления, которые были исполнены в установленный срок.

 

В 2009 году увеличилось количество обращений органов исполнительной власти Ивановской области и органов местного самоуправления  в антимонопольный орган с целью получения разъяснений по вопросам применения законодательства о рекламе, а также заявлений по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе. По заявлению Россвязькомнадзора по Ивановской области было возбуждено дело № 07-18/2009-001 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: в газете «Хронометр – Иваново» распространялась реклама с использованием непристойных образов обнаженных женщин в совокупности с непристойными выражениями. Рекламодателем являлось ООО «Плейфон», которое за распространение ненадлежащей рекламы было привлечено к административной ответственности.

Отметим, также положительную тенденцию в практике антимонопольного органа по контролю за соблюдением законодательства о рекламе – в течение 2009 года все обжалуемые в судебных инстанциях акты Ивановского УФАС оставлены в силе.