На состоявшейся сегодня пресс-конференции представители Ивановского УФАС России рассказали об основных итогах деятельности управления в 2009 году

Сегодня состоялась пресс-конференция Ивановского УФАС России, на которой были подведены итоги деятельности управления в 2009 году и намечены перспективы на 2010 год.

 

Руководитель управления А.Боровков напомнил, что 2009 год для Федеральной антимонопольной службы ознаменовался дальнейшим совершенствованием антимонопольного законодательства и, прежде всего, принятием и вступлением в силу «второго антимонопольного пакета». В августе прошедшего года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Речь идет о новых определениях доминирующего положения на рынке, монопольной цены товара, правилах недискриминационного доступа к товарам естественных монополий, запретах в отношении «вертикальных» соглашений, новых запретах на действия органов власти, об установлении административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства, о применении в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих.

 

Принятые поправки сделают правовой инструментарий борьбы с антиконкурентной деятельностью более современным, адекватным существующей экономической действительности», а их применение на практике будет способствовать поддержанию благоприятной конкурентной среды в современной России.

На высоком уровне сохраняется доля нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

Также, А.Боровков рассказал присутствующим о наиболее ярких и многочисленных нарушениях антимонопольного законодательства. По его словам, типичным нарушением антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления является передача государственного и муниципального имущества без проведения торгов. Несмотря на обязанность проведения торгов при передаче имущества, введенную в Закон о защите конкуренции со 2-го июля 2008 года, органы, наделенные властными полномочиями, несвоевременно реагируют на изменившиеся условия создания равных условий для хозяйствующих субъектов. В одних случаях принимаются акты, позволяющие передать имущество  на безконкурсной основе, в других – совершаются действия, нарушающие обязанность проведения торгов, в-третьих – предоставляются преференции отдельному предпринимателю или организации без разрешения  антимонопольного органа и с нарушением законодательно закрепленной процедуры.  В 2009 году управлением выявлено 47 подобных нарушений Закона о защите конкуренции.

 

Кроме этого, управление исполняет поручение Федеральной антимонопольной службы России по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. В 2009 году выявлены 6 нарушений антимонопольного законодательства. Наиболее распространенными нарушениями органов местного самоуправления в этой сфере деятельности являются: передача муниципальных кладбищ в ведение коммерческих организаций и предпринимателей; передача земельных участков, расположенных под муниципальными кладбищами отдельным организациям на условиях передачи в аренду; возложение обязанности по организации захоронений, уборке и содержанию муниципальных кладбищ на специализированные организации.

 

Из общего количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства в 2009 году 9 нарушений (53 процента от выявленных)  было совершено субъектами естественных монополий связанных:

- с заключением договоров с финансовыми организациями без проведения открытого конкурса или аукциона (ОАО «Вичугская горэлектросеть», МУП «Ивгорэлектросеть»);

- необоснованный отказ от заключения договора по передаче электрической энергии (МУП «Ивгорэлектросеть»);

- нарушение установленного порядка доступа к услугам по передаче электрической энергии (ООО «БизнесПроект»).

 

Значительный объем как заявлений, так и выявленных нарушений антимонопольного законодательства был связан с несоблюдением хозяйствующими субъектами – гарантирующими поставщиками (либо энергосбытовыми организациями) Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, и, как следствие, злоупотреблении ими своим доминирующим положением.

 

Так, действия ООО «Энергосетевая компания», выразившиеся в нарушении установленного порядка ценообразования в отношении расчета предельных уровней нерегулируемых цен для ОАО «Ивэнергосбыт» в ноябре и декабре 2008 года, январе и феврале 2009 года за поставленную электрическую энергию на розничном рынке электрической энергии, были признаны злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке «Купля-продажа (поставка) электрической энергии», приводящим к нарушению установленного порядка ценообразования и ущемлению интересов ОАО «Ивэнергосбыт», что запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Заместитель руководителя управления Т.Михеева рассказала об итогах деятельности управления в сфере контроля размещения заказов и рекламной деятельности (см. пресс-релиз). Начальник аналитического отдела О.Строганова осветила мероприятия по контролю за экономической концентрацией и осуществлению управлением проверочных действий (см. пресс-релиз).

 

Подводя итоги пресс-конференции, сотрудники управления ответили на вопросы журналистов о ценах на нефтепродукты, о санкциях за неисполнение предписаний антимонопольного органа и неуплату штрафов, наложенных за нарушение законодательства о рекламе, о юридических лицах, включенных по итогам года в Реестр недобросовестных поставщиков, о разрешении получать водительские права только по итогам сдачи экзаменов на автоматизированных автодромах.

 

В заключении А.Боровков отметил наиболее важные текущие задачи и приоритеты деятельности антимонопольного органа:

- внедрение в практику норм второго антимонопольного пакета законов;

- борьба с картелями;

- активизация работы с правоохранительными органами,

- усиление контроля на приоритетных рынках (нефтепродукты, лекарства, продукты питания);

- усиление контроля в отношении органов власти всех уровней по вопросам предоставления незаконных преференций и нарушений законодательства о госзаказе;

- развитие системы электронных аукционов и контроль в этой сфере.