О новациях в законодательстве о рекламе

В январе 2010 года вступили в силу два Федеральных закона от 27.12.2009 г. № 354-ФЗ и от 17.12.2009 г. № 320-ФЗ, в соответствии с которыми введены изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Нововведения затронули, прежде всего, оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, а также рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

 

Так, статья 14 Закона о рекламе (реклама в телепрограммах и телепередачах) дополнена частями 3.1 - 3.3, в соответствии с которыми:

- федеральные телеканалы  (осуществляющие эфирное телевещание на территориях более пяти субъектов Российской Федерации) не вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы (часть 3.1).

- преимущественным положением лица в сфере распространения телевизионной рекламы на федеральных телеканалах признается положение лица, при котором его доля в этой сфере превышает тридцать пять процентов при национальном либо региональном размещении. Доля лица в сфере распространения телевизионной рекламы определяется как отношение сумм денежных средств, поступивших от рекламодателей по договорам на оказание услуг по распространению рекламы на федеральных телеканалах, заключенным указанным лицом и его аффилированными лицами, к сумме денежных средств, поступивших от рекламодателей по договорам на оказание услуг по распространению рекламы на всех федеральных телеканалах. Суммы денежных средств, поступивших от рекламодателей по договорам на оказание услуг по распространению рекламы, считаются за два года, предшествующих году, в котором заключается каждый такой договор на последующий период (часть 3.2).

- заключение договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием возможно только на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых указанными телеканалами в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3.3).

В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о рекламе и пресечения нарушений указанных норм закона, законодатель предоставил антимонопольному органу право выдавать предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы, заключенных с нарушением требований частей 3.1, 3.3 статьи 14 Закона о рекламе (пункт 10 части 2 статьи 33).

 

 Федеральным законом от 17.12.2009 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Закона о рекламе»  (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения), (вступил в силу с 22.01.2010 г.) ужесточены требования к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Напомним, что ранее единственным требованием к рекламе таких услуг было наличие в рекламе предупреждения о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.

 

Законодатель, сохранив обязательным элементом рекламы указанное предупреждение, запретил обращение рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности к несовершеннолетним и установил перечень запрещенных мест для размещения такой рекламы (часть 11), а именно:

1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии, ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.