Реклама услуг сотовой связи ОАО "ВымпелКом" признана ненадлежащей

12 февраля текущего года Ивановское УФАС России вынесло семь решений о признании рекламы услуг сотовой связи сотового оператора «Билайн» (рекламодателя - ОАО «ВымпелКом») ненадлежащей.

 

В 2009 года специалисты управления в ходе проведения проверки в филиале ОАО «ВымпелКом» в г.Иваново выявили рекламу услуг связи: тарифа «Семья 2009» с услугой «Домашний регион», тарифа «Семья 2009» с посекундной тарификацией 1 коп/сек. внутри сети (2 разновидности рекламы), тарифа «Монстр общения», тарифа «Твои правила», тарифа «2010», бонусной программы «Платеж плюс», с признаками нарушений законодательства о рекламе. Реклама распространялась в г.Иваново и на территории других муниципальных образований области с помощью средств стабильного территориального размещения – рекламных щитов. В отношении ОАО «ВымпелКом» было возбуждено семь дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

В ходе рассмотрения дел Комиссия Ивановского УФАС России установила, что в шести случаях нарушение законодательства о рекламе выразилось в указании существенной информации о тарифе или услуге мелким нечитаемым шрифтом, что расценивается как ее отсутствие, и в одном случае, кроме названного, также в отсутствии части существенной информации о бонусной программе «Платеж плюс».

 

Так, реклама услуг связи ОАО «ВымпелКом» - тарифа «2010» имела следующее содержание: «Дарите волшебство с тарифом «2010» 20 минут говорите, 10 минут в подарок. Узнай больше 0901», а ниже мелким, шрифтом указано: «Тарифный план предоплатной системы расчетов, тарификация поминутная. Накопление платных и расходование бонусных платежей осуществляется посекундно с понедельника в течение календарной недели (по воскресенье включительно) при местных исходящих вызовах области подключения, на следующую неделю минуты не переносятся. В рамках одной недели возможно получение не более 200 бонусных минут. Предложение действует до 31.12.2010 и недействительно в роуминге (накопление/начисление минут не осуществляется). Подробнее об условиях тарификации, накопления и расходования бонусных минут, ограничениях на сайте www.beeline.ru и по номеру 0901».

 

Специалисты управления установили, что рассматриваемая реклама распространялась с помощью рекламных щитов 3х6м, расположенных на территории г. Иваново (ул. Бубнова, ул. Велижская, ул. Лежневская, пр. Ленина, пр. Ф. Энгельса и др.), а также в городах Родники, Фурманов, Вичуга, Кинешма Ивановской области.

 

Из данной рекламы следует, что, подключившись к тарифу «2010» абоненты «Билайн», разговаривая 20 минут, будут получать 10 минут в подарок, независимо от того, по каким направлениям будут осуществляться исходящие вызовы, в какие сроки будут накапливаться и расходоваться минуты.

 

Одно из условий тарифа «2010» (предоставление 10 минут в подарок за каждые 20 минут разговора) настолько ярко выражено в рекламе, по сравнению с иной существенной информацией о рекламируемом тарифе, что воспринимается и уясняется человеком импульсивно, с первого взгляда на дальнем расстоянии. Остальная существенная информация о рекламируемом тарифе (о том, что накопление и расходование бонусных минут осуществляется посекундно с понедельника по воскресенье включительно, только при местных исходящих вызовах, а также то, что на следующую неделю минуты не переносятся, предложение действует только до 31.12.2010 г.) напечатана мелким шрифтом и не читаема даже с близкого расстояния, на которое возможно приблизиться к рекламному плакату.

 

Несмотря на формальное наличие в рекламе указанных сведений, данная информация не воспринимается человеческим глазом, следовательно, прочесть и уяснить указанные условия не представляется возможным. В силу изложенных обстоятельств, формальное присутствие в рекламе рассматриваемых условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Таким образом в рекламе нарушена ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В отношении ОАО «ВымпелКом» решается вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ. На компанию может быть наложен штраф от 40 000 до 500 000 рублей по каждому делу.