Отказ в установлении тарифов в сфере теплоснабжения признан Судом законным

29.02.2024 состоялось заключительное заседание Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-11444/2023 по иску Теплоснабжающей компании к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия последнего по утверждению тарифов на тепловую энергию на 2023 год.

Ивановское УФАС России привлечено в указанное дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Отказ в установлении тарифов на тепловую энергию был обусловлен не подтверждением Теплоснабжающей организацией законного права владения объектами теплоснабжения.

Напомним, что согласно п. 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.02.2011 №97 (ред. от 23.05.2020), в состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входит представитель антимонопольного органа.

При анализе документов, представленных Теплоснабжающей организацией Департаменту, Ивановским УФАС России установлено, что в подтверждение права владения объектами теплоснабжения представлен договор аренды и дополнительное соглашение, заключенные с Администрацией муниципального района.

Оценив легитимность заключения договора аренды объектов теплоснабжения на соответствие требованиям ст. 28.1 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», ст. 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», с учетом срока ввода объектов теплоснабжения в эксплуатацию, Ивановское УФАС России пришло к заключению о нарушении указанных требований, что в силу ч. 33 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении свидетельствует о ничтожности сделки.

ФАС России в письме от 13.11.2015 №СП/63933/15 указала, что в случае отсутствия законного основания владения, пользования и распоряжения объектами соответствующей инфраструктуры, принятие решения об установлении цен (тарифов) регулирующими органами, по мнению ФАС России, не представляется возможным.

В апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2019 №53-АПА19-40 суд прямо указал, что органу регулирования надлежит проверять представленные правоустанавливающие документы с учетом установленных действующим федеральным законодательством требований. И в случае не подтверждения законного основания владения и пользования объектами теплоснабжения, отсутствуют основания для установления тарифа на тепловую энергию.

Аналогичная позиция отражена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.10.2019 №44-АПА19-30.

Указанная позиция доведена до органа регулирования. Коллегиальный орган Департамента согласился с указанной позицией, приняв решение об отказе в установлении Теплоснабжающей организации тарифа на тепловую энергию.

Итогом явилось обращение Теплоснабжающей организации в Суд с исковым заявлением, в котором помимо признания незаконным бездействия Департамента, содержалось требование обязать Департамент установить тарифы на тепловую энергию на 2023 год.

В резолютивной части своего решения Арбитражный суд Ивановской области отказал в иске в полном объеме.