Злоупотребления рыночной властью недопустимы не только со стороны продавца, но и со стороны покупателя

     Об антимонопольном правоприменении в отношении монопсоний* рассказал в ходе 21-й сессии Межправительственной группы экспертов ЮНКТАД замруководителя ФАС России Андрей Цыганов

     Поддержка и развитие конкуренции являются одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации. Эта работа включает в себя, в том числе и защиту законных интересов участников рынков в ситуации монопсонии - когда производителей много, а покупатель один.

         Антимонопольные органы могут столкнуться с рядом сложностей при рассмотрении монопсоний и доказыванием факта нарушения.

     У российского антимонопольного органа есть методика расчета доли рынка в случае рассмотрения более традиционных нарушений антимонопольного законодательства, однако в случае монопсоний рыночная власть покупателей основывается в большей степени на их переговорной силе, и определение и расчет подобной силы требует специальных аналитических инструментов и анализа большего объема информации.

     Кроме того, в российском законодательстве не закреплены понятия, относящиеся к монопсониям, в том числе «монопсонически низкая цена» или «переговорная позиция покупателей».

     Андрей Цыганов также подчеркнул, что в случае монопсоний важно оценивать намерения покупателя и эффект их действий для состояния конкуренции, а также проводить анализ всех звеньев производственной цепочки. Как отметил докладчик, если монопсония оказывает положительное влияние на состояние конкуренции или на благосостояние потребителей, то конкурентное ведомство может принять решение не вмешиваться в действия покупателей.

     В завершение своего выступления Андрей Цыганов добавил, что во многих случаях монопсоний ФАС России часто выступает в качестве посредника между производителями и покупателями и использует механизмы мягкого права, среди которых соблюдение добровольных обязательств, разработка лучших отраслевых практик и многое другое.

 
*Монопсония – монопольное положение покупателя товара при большом количестве конкурирующих между собой производителей. В условиях рыночной экономики это может приводить к тем же негативным последствиям, что и монополия.