Прецедентным для практики антимонопольной службы признано дело Ивановского УФАС России

ФАС России завершило оценку деятельности территориальных органов ведомства за 2021 год. В перечень важных (прецедентных) дел федерального значения с максимальным количеством баллов включено решение Ивановского УФАС России о признании незаконным размещения рекламы в электронных журналах общеобразовательных учреждений, подключенных к АИС «ЭлЖур» на платформе «eljur.ru», работавшей по всей стране.

Для практики абсолютно новым стало признание многофункционального информационного сервиса подпадающим под регулирование ч.10 ст.5 Закона о рекламе, в которой установлен запрет на распространение рекламы в школьных дневниках. В связи с наметившейся тенденцией к развитию дистанционной работы, в том числе в учебном процессе, представляется особенно актуально обозначить рамки применения Закона о рекламе для разработчиков программных продуктов.

Напомним, решение и предписание Ивановского УФАС России были обжалованы ответчиками в арбитражном суде на том основании, что работа многофункциональных электронных сервисов, предоставляющих информационные услуги общеобразовательным учреждениям, не входит в сферу регулирования Закона о рекламе, программный продукт «ЭлЖур» является не дневником, а электронным журналом, поэтому установленный запрет на него не распространяется.

Однако региональное управление ведомства успешно отстояло свою правовую позицию в судебной инстанции. Знаковым стало также то, что к началу учебного года предписание об устранении нарушения и отключении рекламы в сервисе было исполнено.

ООО «Яндекс» наряду с другими рекламораспространителями было признано виновным в совершении административного правонарушения, штраф с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств Обществу назначен в размере 200 тыс. руб. В начале февраля текущего года соответствующее постановление было исполнено в полном объеме.

 

Дополнительно:

 

В 2020 году ФАС России уже признавало прецедентным еще одно решение Ивановского УФАС России в сфере регулирования рекламы. Так, незаконной антимонопольной службой была признана реклама услуг «Такси 42», т.к. у рекламодателя не было необходимого разрешения на пассажирские перевозки.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что юридическое лицо является только агрегатором заказов, то есть предоставляет информационно-диспетчерские услуги, в том числе по договорам с водителями, не контролируя их рабочий график и соблюдение всех предъявляемых к легковым такси требований. В соответствии с Законом о рекламе такая информация является существенной для потребителя, решившего воспользоваться рекламируемой услугой. Следовательно, ее в соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе необходимо указывать в каждом макете рекламы.