Реклама услуг по сопровождению процедуры банкротства физических лиц не должна вводить потребителей в заблуждение

Ивановское УФАС России признало недостоверной рекламу компании, работающей под коммерческим наименованием «Банкротовед». В рекламе звучал слоган «банкротовед освободит от долгов», а сама юридическая компания описывалась как федеральная. Предписанием управления рекламные видеоролики с 01 апреля были запрещены к трансляции в региональных рекламных отрезках на федеральных телеканалах.

При принятии решения о признании рекламы незаконной, управление исходило из того, что реклама убеждает потребителей в гарантии освобождения от долгов, формирует ложное представление о возможности легко и быстро избавиться от всех долгов. Это мнение единогласно высказали и члены Совета по применению законодательства о рекламе, - вопрос о восприятии рекламных роликов со стороны потребителей был предварительно вынесен на обсуждение 25 марта.

Рекламодатель при рассмотрении дела утверждал, что может прогнозировать результат, т.к. договор на правовую помощь заключается только с теми клиентами, которым может быть гарантирован 100% результат по делу. Однако о том, что юристы компании крайне избирательно подходят к потенциальным клиентам, в рассматриваемой рекламе тоже умалчивалось.

При этом  сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции, поэтому никто не может давать гарантии определенного результата и эффективности оказания юридического сопровождения процедуры банкротства.

Кроме того, рекламодатель не смог представить какие-либо сведения, свидетельствующие о широкой сети филиалов юридического лица либо о том, что Общество осуществляет деятельность в каждом федеральном округе. Компания лишь заявила о своей возможности представлять интересы граждан в любом из арбитражных судов посредством представления документов через систему электронного правосудия. Однако при таком подходе к терминологии назвать себя федеральной может каждая организация, предлагающая юридические услуги. Поэтому Ивановское УФАС России пришло к выводу о том, что описывая себя в качестве федеральной, компания необоснованно выделяла свой статус среди себе подобных.

К установленному сроку 15 апреля  рекламодатель исполнил предписание антимонопольной службы об изменении текста рекламы. Материалы дела переданы должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Для справки:

В п.1, п.2, п.6 и п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

 - о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

- о  гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

- об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Кроме того, в соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

За нарушение требований п.1, п.2, п.6, п.20 ч.3 и ч.7 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.