Инициатива по внедрению антимонопольного комплаенса должна исходить от руководителей бизнеса

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов оценил перспективы внедрения антимонопольного комплаенса в ходе конференции «Комплаенс: построение эффективной системы в компании». В начале своего выступления спикер отметил, что антимонопольный комплаенс может именоваться в компаниях по-разному, но система работы с рисками нарушения антимонопольного законодательства уже стала наступившей реальностью.

При этом сертификация комплаенса может быть добровольной.

Артем Молчанов отметил, что ведомство, безусловно, приветствует принятие Федерального закона от 01.03.2020 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», давшего нормативное определение комплаенсу и акцентировал свое внимание на еще одном аспекте.

«В рамках работы над новым Кодексом об административных правонарушениях мы предлагаем предусмотреть смягчение административных санкций в случаях, если система комплаенса позволила выявить нарушения антимонопольного законодательства и прекратить их», - подчеркнул он.

Представитель антимонопольного органа также рассказал об основных замечаниях ФАС России к проектам документов по комплаенсу, поступающих от организаций.

«Законом о защите конкуренции предусмотрены минимальные требования к организации системы антимонопольного компаенса. Однако в проектах некоторых поступивших к нам документов не были указаны ни конкретные механизмы, ни инструменты его внедрения и последующей работы, в частности, механизмы выявления рисков и меры по их снижению», - пояснил спикер.

Также Артем Молчанов ответил на вопрос и о том, с чьей стороны должна исходить инициатива внедрения антимонопольного комплаенса в компаниях.

 «Понимание, что комплаенс необходим, должно идти от собственников и топ-менеджмента компаний. Для его эффективной работы в компании просто необходима вовлеченность со стороны руководства», - сказал он.

В качестве примера начальник Правового управления ФАС России привел крупную региональную компанию, которая, в силу существовавших у нее рисков, долгое время нарушала антимонопольное законодательство, что приводило к негативным для организации мерам реагирования со стороны ФАС России, но внедрение комплаенса позволило компании не только исключить расследования со стороны службы, но и существенно повысить эффективность своей деятельности.

«Риски можно как принимать, так и предотвращать. В упомянутой компании нарушения были подвергнуты серьезному анализу, после чего она приняла решение о внедрении комплаенса, который минимизировал риски нарушений антимонопольного законодательства», - добавил Артем Молчанов.

По материалам пресс-службы ФАС России