Артем Молчанов: Мы создали действенный инструмент административного контроля

Начальник правового управления ФАС России обсудил проблемы определения размера убытков от нарушений антимонопольного законодательства

16 октября в Нижнем Новгороде состоялся круглый стол «Проблемы определения и взыскания упущенной выгоды», организованный Ассоциацией антимонопольных экспертов и Приволжским филиалом Российского государственного университета правосудия.

Участники рассмотрели актуальные проблемы в этом направлении.

Артем Молчанов отметил, что ФАС России концентрируется на нарушениях, имеющих значение для защиты и развития конкуренции в целом.

Он рассказал об административных механизмах, используемых ведомством в судебных разбирательствах.

«Механизмы следует активнее использовать в судебных разбирательствах по вопросам о взыскании недополученной прибыли. Пока алгоритмы гражданско-правовой защиты пострадавших в результате нарушения антимонопольного законодательства в России применяются крайне редко», - прокомментировал начальник правового управления ФАС России.

 К числу причин он отнес неравенство спорящих сторон, сложность доказывания размера причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства убытков и упущенной выгоды, низкую  эффективность существующих процессуальных механизмов судебной защиты, а также отсутствие четких и понятных методик оценки ущерба.

«Взыскание убытков в опыте зарубежных стран – эффективный механизм антимонопольного регулирования, но и в российской практике есть успешные примеры взыскания убытков», - рассказал он.

В качестве примера Артем Молчанов привел решение Арбитражного суда Москвы1, в соответствии с которым в пользу истца был взыскан реальный ущерб в размере более 1,1 млрд. руб.

Вторым примером он представил прецедент - постановление Суда по интеллектуальным правам2, согласно которому с ответчика взыскано более 1,6 млрд. руб. упущенной выгоды за недобросовестную конкуренцию в связи с приобретением и использованием товарного знака.

«Мы создали действенный инструмент административного контроля со стороны ФАС России, антимонопольного законодательства, судов. При этом когда мы говорим про нарушение антимонопольного законодательства, это подразумевает и нарушение прав потребителей и хозяйствующих субъектов. А это уже гражданско-правовые отношения, где есть убытки и упущенная выгода в результате или монопольно высокой цены, или ограничения прав, отказа от заключения договора, использования рыночной власти», - напомнил судейскому и экспертному сообществу начальник Правового управления ФАС России.

«Здесь должен быть создан такой же механизм, который пока в полную силу еще не работает. Есть единичные примеры взыскания убытков в таких случаях. И если будет применяться данный инструмент, мы сможем создать второй фронт борьбы с монополистическими проявлениями. Такова задача развития законодательства и практики обсуждения данной вопросов», - добавил Артем Молчанов.