Спрашивали? Отвечаем! Ответы на вопросы участников публичных слушаний, состоявшихся 14.03.2019 (часть 1)

1. Вопрос: Как проводится борьба с демпингом на внутреннем рынке России?

Де́мпинг — продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Антидемпинговые меры предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).

В число таких механизмов входят (Механизмы 2, 4, 6 и 7 используются и в закупках по правилам Закона №44-ФЗ):

1) отклонение заявки с демпингом или отмена закупки (в чистом виде использование не рекомендуется, так как подход имеет признаки ограничения конкуренции);

2) обязанность обоснования возможности исполнения договора по заявленной цене;

3) дополнительные требования при исполнении договора (по приемке, экспертизе, проведению выездных проверок поставщика и др.);

4) подтверждение добросовестности (успешное исполнение аналогичных договоров в прошлом);

5) установление предельно допустимого значения для оценки ("отсечение по демпингу": "в случае если предложено снижение цены более чем на 25% заявке по критерию "цена" присваивается 100 баллов" - то есть дальнейшее снижение цены не приносит участнику закупки дополнительных баллов);

6) увеличенное обеспечение исполнения договора (например, в случае если цена снижена более чем на 20%, участник должен представить при заключении договора обеспечение исполнения договора в полуторном размере, но не менее аванса);

7) различная значимость критериев при оценке (без демпинга значимость - 80%, с демпингом - 20%);

8) Корректирующие коэффициенты отклонения от цены.

2. Вопрос: Каковы критерии оценки закупочной документации на предмет наличия предпосылок антиконкурентного соглашения?

Такого понятия, как критерии оценки закупочной документации на предмет наличия предпосылок антиконкурентного соглашения в действующем антимонопольном законодательстве нет. В случае поступления соответствующего заявления о нарушении антимонопольного законодательства, закупочная документация полно и всесторонне оценивается антимонопольным органом наряду с иными обстоятельствами и доказательствами.

Исходя из сложившейся практики, можно привести следующие признаки сговора с заказчиком:

- установление в документации о закупке таких требований к участникам, которым заведомо соответствует только определенный поставщик. Заказчик конкретизирует характеристики товаров таким образом, чтобы описание соответствовало только товару одного производителя (например, требования к упаковке, дозировке, форме выпуска);

- установление субъективного порядка оценки заявок на участие в конкурсе;

- Заказчик использует неверное или неточное наименование предмета закупки, неверную категорию закупки (код ОКПД2);

- Заказчиком создаются дополнительные препятствия при подготовке участниками закупки заявок на участие в аукционе. В документации приводится объёмное описание требований к закупке с использованием однотипных формулировок и синтаксиса, которые в какой-то момент заменяются на похожие, но противоположные по значению (чаще всего при конкретизации характеристик, сопровождающихся словами «не более» или «не менее», «более» или «менее» и т.д.);

- несоблюдение установленных законом сроков, предусмотренных к опубликованию на официальном сайте информации о закупке;

- несоблюдение требования допуска участников закупки на участие в конкурентной процедуре;

- преждевременное вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе;

- проведение процедуры закупки (имитирование процедуры) под уже заключенный (исполненный) договор;

- заключение договора с единственным поставщиком, в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, Положением о закупке; рекомендации со стороны заказчика потенциальным участникам не принимать участия в закупке;

- наличие отношений аффилированности между представителями заказчика и участника закупки.

Как правило, соглашение между заказчиком и участником торгов сопряжено с намеренным завышением заказчиком начальной (максимальной) цены договора, в т.ч. при определении цены проектно-сметным способом.

Целью сговора между участником и организатором закупки является победа конкретного участника.

Взаимная выгода от сговора может выражаться в денежных выплатах со стороны победившего в закупке участника заказчику и его должностным лицам.

3. Вопрос: Как защитить себя заказчику от непреднамеренного участия в сговоре или картеле?

Сговор при проведении торгов - это соглашение, которое ограничивает или исключает конкуренцию на торгах.

Способы сговора зависят от фантазии их участников. Могут применяться совершенно различные схемы: от манипуляций с документацией до получившего широкое распространение «тарана».

В данном случае, определить действенные меры, которые могли бы обезопасить или исключить непреднамеренное участие в сговоре или картели, не возможно.

Можно рекомендовать изучить характерные признаки сговора или картеля, обратив внимание на Разъяснения Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума ФАС России №3 от 17.02.2016, а также положения ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», которой запрещаются соглашения между органами власти и между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В случае, если Заказчик видит признаки сговора на торгах, необходимо подать жалобу в ФАС России или его территориальные органы, чтобы пресечь недобросовестное поведение на перспективу и искоренить уже сложившуюся практику.

4. Вопрос: Есть ли в Ивановской области на уровне субъекта нормативный правовой акт о необходимости внедрения антимонопольного комплаенса в организациях и учреждениях?

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 (далее - Указ №618) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено принять меры, направленные на создание и организацию антимонопольного комплаенса деятельности "органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Из положений Указа №618 следует, что система антимонопольного комплаенса на уровне субъекта Российской Федерации должна охватывать всю систему органов исполнительной власти региона в соответствии с уставными документами региона (высшее должностное лицо, правительство, иные органы исполнительной власти).

При этом построение организационной структуры антимонопольного комплаенса на уровне субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции высшего должностного лица. Решение об организации единого антимонопольного комплаенса для всей системы органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, либо организации и внедрении антимонопольного комплаенса в каждом из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В настоящее время, система антимонопольного комплаенса внедряется непосредственно в органах исполнительной власти Ивановской области (Приказ Службы государственного строительного надзора Ивановской обл. от 08.02.2019 №6, Приказ Департамента спорта Ивановской обл. от 13.02.2019 №01-01-31, Приказ Департамента внутренней политики Ивановской обл. от 11.02.2019 №19).

Действующие нормативные правовые акты РФ необходимость внедрения  антимонопольного комплаенса в деятельность муниципальных унитарных предприятий, муниципальных автономных учреждений и хозяйственные общества, не предусматривают.

Законодательно требование о введении антимонопольного комплаенса хозяйствующими субъектами в настоящее время не установлено. Вместе с тем некоторые организации уже проводят антимонопольный комплаенс, не дожидаясь принятия соответствующей нормы.

5. Вопрос: Есть ли утвержденные нормативным правовым актом меры антимонопольного комплаенса? Прошу дать ссылки.

Утверждение мер антимонопольного комлаенса нормативным правовым актом не предусмотрено. Исходя из положений Методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. №2258-р, меры, необходимые для достижения целей внедрения антимонопольного комплаенса, самостоятельно определяются субъектами в акте об антимонопольном комплаенсе.