Установка прибора учета газа: монополия исключена

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по результатам рассмотрения обращений о высокой стоимости услуги АО «Газпром газораспределение Иваново» по установке прибора учета газа,  разъясняет следующее.

Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета, используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (в том числе за газ), предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).

В соответствии с  ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. На сегодняшний день уточнены требования к объектам, подлежащим оснащению приборами учета используемого природного газа, в обязательном порядке: 

- наличие на Объекте газоиспользующего оборудования с максимальным расходом природного газа 2 м3/час и более;

- отопление Объекта осуществляется с использованием газоиспользующего оборудования.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (ч. 8 ст. 13 Закон об энергосбережении).

На основании ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение природным газом или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Следовательно, данной нормой законодатель определил организации, которые обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса при обращении к ним потребителя, но не ограничил круг лиц, правомочных заниматься указанной деятельностью.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2015 года по делу №308-КГ14-6110, в котором Верховный Суд Российской Федерации, в числе прочего, пришел к выводу об отсутствии четкой регламентации требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к организациям, имеющим право осуществлять действия по установке, эксплуатации, замене приборов учета ресурса.

В соответствии с п. 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного  газового оборудования при  предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Исходя из решения Верховного суда РФ от 10.12.2013 №АКПИ13-826, газораспределительные организации (ГРО), оказывающие услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, не имеют исключительного права осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Таким образом, рынок услуг по установке приборов учета газа является конкурентным рынком, и потребитель вправе приобрести прибор учета газа, отвечающий техническим требованиям, определенным в Приложении №2 к Методическим рекомендациям по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электроэнергии, утвержденным Приказом Минпромторга России от 21.01.2011 №57,  и самостоятельно выбрать организацию, предоставляющую услуги по установке прибора учета газа.

Приборы учета газа, а также услуги по их установке не входят в утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 перечни продукции и услуг, в отношении которых применяется государственное регулирование  цен  (тарифов).

Следовательно, стоимость установки прибора учета газа определяется хозяйствующими субъектами, осуществляющими данный вид деятельности, в зависимости от характера и объема выполняемых работ: установка прибора учета газа с применением сварки или без применения сварки и т.п.