Ивановское УФАС России отвечает на вопросы участников публичных слушаний

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

5 июня 2018 года состоялись публичные слушания по вопросам правоприменительной практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок.  Представители Ивановского УФАС России совместно с группой экспертов обсудили наиболее актуальные и проблемные вопросы правоприменения норм Федерального закона №44-ФЗ. На мероприятии присутствовало 120 человек: представители контрольно-надзорных органов, региональных департаментов, органов местного самоуправления Ивановской области, общественных организаций, бизнес-сообщества, представители заказчиков и др. По итогам мероприятия участники слушаний заполнили анкеты, в которых задали ряд вопросов. Ответы на вопросы приведены ниже.

1. В конкурсной документации есть ссылка на нормативно-правовой акт субъекта РФ. В открытом доступе данного документа нет, запрос в систему «Консультант» не дал результата. Каким образом поступать участнику закупки? В контракте есть ответственность за несоответствие данному акту. Закупка продуктов питания.

Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Вследствие указанного выше, рекомендуем обратиться с соответствующим запросом к Заказчику по закупке.

 

2. Какова ответственность заказчика за невыборку всего объема товаров по контракту (менее 90%)?

Заключен договор поставки, покупатель выбирает не весь объем по условиям договора. Как обязать покупателя выбрать объем? Срок договора приближается к окончанию.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 534 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

На основании указанного выше, по мнению Ивановского УФАС России, государственному заказчику предоставлено право отказаться от товаров в случаях, когда потребность в товарах соответствующего вида отпала. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом.

 

3. Мы выиграли тендер на 1,5 млн. руб. Для его исполнения требуется участие другого юридического лица на договорной основе в сумме 50% от тендера. Должен ли выигравший участник закупки проводить еще раз торги на ту же тему, что и тендер для выбора подрядчика?

Заключение унитарным предприятием гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, регулируется Законом о контрактной системе. Закон о контрактной системе в ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень исключений, при которых унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2016 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

П. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе установлено исключение, в соответствии с которым государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2016 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в качестве исполнителя по контракту.

Таким образом, в случае если унитарным предприятием в соответствии с Законом о контрактной системе заключен контракт (в качестве исполнителя), при привлечении соисполнителей применяется Федеральный закон от 18.07.2016 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», но исключительно в объемах, необходимых для исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе.

 

4. Исполнение контракта по этапам (ежемесячная оплата): нужно ли при исполнении контракта выделять (разделять) весь срок исполнения контракта на отдельные этапы с указанием сумм и сроков этапов? Или достаточно размещать документы о приемке и оплате в исполнении контракта?

Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе.

По мнению Ивановского УФАС России, в случае, если контрактом отдельные этапы исполнения контракта не предусмотрены, указанный отчет размещать не нужно. Ежемесячное, еженедельное, ежедневное подписание товарных накладных на товар, соответствующая оплата поставленного товара в рамках контракта не может быть приравнена к отдельному этапу исполнения контракта.

 

5. Законом о контрактной системе предусмотрено размещение документа о приемке (п. 13 ч. 2 ст. 103) в течение 3 рабочих дней, но в ЕИС отсутствует конкретный раздел для данных документов. В какой части карточки контракта размещать документы о приемке? в исполнении контракта или добавлять документ при исправлении контракта?

П. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.

Вследствие чего, по мнению Ивановского УФАС России, документы о приемке необходимо размещать в информации об исполнении контракта.

 

6. Информацию по цене контракта и объемам монополисты или гарантирующие поставщики присылают после начала оказания услуг, после 1 января, таким образом, размещение извещения с единственным поставщиком, как и заключение контракта, происходит после фактического начала оказания услуг. Дата заключения контракта не ранее чем через 5 дней после размещения извещения. Какая дата начала исполнения контракта указывается в реестре контрактов?

По мнению Ивановского УФАС России, дату начала исполнения контракта следует заполнять в соответствии с предусмотренным контрактом сроком начала исполнения контракта.

 

7. В реестре контрактов указывается «Дата окончания исполнения контракта». При занесении сведений о контракте в реестр указывается плановая дата исполнения контракта. При расторжении контракта подлежит ли дата исполнения изменению на соответствующую дату в соглашении о расторжении? При досрочном исполнении – подлежит ли дата исполнения изменению?

Дата окончания исполнения контракта указывается в соответствии со сроками исполнения контракта. Вследствие чего, при расторжении контракта дата исполнения подлежит изменению на соответствующую дату в соглашении о расторжении. Аналогично при досрочном исполнении – дата исполнения подлежит изменению.

 

8. Возможно ли заключение контракта с единственным поставщиком, например, на основании пп. 1, 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, на сумму меньшую, чем указано в извещении о проведении закупки у единственного поставщика (в извещении указывается начальная максимальная цена контракта)?

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона о контрактной системе и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, если ст. 34 Закона о контрактной системе исключений не предусмотрено, то контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

 

9. При подготовке документаций и извещений необходимо ли учитывать три рабочих дня на осуществление контроля контролирующим органом при расчете окончания срока подачи заявок?

Ивановское УФАС России рекомендует заказчикам при расчете окончания срока подачи заявок, учитывать срок, предусмотренный на осуществление контроля контролирующим органом.

Контролирующий орган информацию о сроках размещения извещений и документаций заказчиком может отследить в отрытой части официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

 

10. В качестве обеспечения исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона, исполнителем была предоставлена банковская гарантия. В заключенном контракте также имеется условие, предусматривающее право заказчика произвести оплату по контракту за вычетом размера неустойки (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения по контракту). Возможно ли Заказчику использовать данное право и произвести оплату по контракту в меньшем размере?

Вопрос удержания неустойки (штрафа, пени) из банковской гарантии, предоставленной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, не регламентирован.

По мнению Ивановского УФАС России, неустойка может быть уплачена из средств банковской гарантии, в случае если условиями выдачи банковской гарантии не предусмотрено иное.

 

11. Как отразить в сведениях о контракте «гарантийный срок», если по контракту он начинается с даты подписания товарной накладной. Когда подаются сведения о контракте (3 рабочих дня), товар еще может быть не поставлен и товарная накладная еще не подписана. Поэтому заполнить данную графу в сведениях о заключенном контракте нельзя заполнить. Как быть?

По мнению Ивановского УФАС России, при указанных обстоятельствах нужно ставить дату начала исполнения контракта поставщиком.

 

12. Необходимо ли государственный контракт сопровождать банковской гарантией? Если да, то почему?

Ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83, п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с п. 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Таким образом, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

 

13. Как правильно рассчитать начальную (максимальную) цену контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются на основании положений ст. 22 Закона о контрактной системе.

 

14. Должен ли сотрудник, занимающийся закупками, быть обучен Закону о контрактной системе?

Положениями ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 №625н, №626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок». Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона о контрактной системе.

 

15. Правомерно ли со стороны заказчика в случае просрочки поставщиком поставки товара не расторгать контракт с применением неустойки и включением в реестр недобросовестных поставщиков, а дождаться надлежащего исполнения (фактической поставки) и взыскать с поставщика пени?

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

На основании ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является правом заказчика. Вместе с тем, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет требование об уплате неустойки.

 

16. Правомерно ли при заключении контракта на поставку автомобильного бензина включить в контракт условие, что поставка является разовой и топливо безвозмездно хранится поставщиком? Или предпочтительнее этапность поставки?

Заказчик формирует объект закупки исходя из своей потребности в обеспечении надлежащей деятельности Учреждения, формирование предмета закупки должно быть обусловлено потребностями заказчика.

Вместе с тем, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. На основании указанной нормы, заказчикам следует включать в объект закупки такие условия, которые не повлекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, заказчик на момент формирования объекта закупки должен обосновать свою потребность в разовой поставке и хранении поставщиком топлива.

 

17. Что делать заказчику, если в заявке на участие в запросе котировок участник закупки указывает цифрами и прописью разную сумму?

Ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок по одному из следующих оснований: если заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; если предложенная в заявке цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок; если участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Ивановское УФАС России рекомендует заказчикам прописывать требование, что цена прописью должна соответствовать цене, указанной цифрами либо может быть установлено приоритет цифрового обозначения цены над обозначением, указанным прописью и т.д.

Если заявка не соответствует требованиям извещения о проведении закупки, то она подлежит отклонению. В рассматриваемом случае при отсутствии указанных выше требований в принципе невозможно определить, какое ценовое предложение подал участник закупки, что свидетельствует о непредставлении информации, предусмотренной ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе.

 

18. Правомерен ли отказ Заказчика от принятия иного товара по контракту с улучшенными характеристиками?

В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте.

 

19. Какая дата заключения контракта в случае наличия нескольких протоколов разногласий и протоколов согласования разногласий к контракту?

Согласно ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч. 7 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

 

20. Каталог ТРУ: одному товару могут соответствовать несколько КТРУ, как конкретных, так и общих, при занесении в ПЗ ПГ, какие выбирать? Несколько указать невозможно.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие порядок и правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации №145 от 08.02.2017.

В соответствии с пп. «а» п. 10, 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №145 от 08.02.2017, в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 указанных Правил. Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

На основании п. 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №145 от 08.02.2017, формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности. В связи с чем, по вопросам формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд рекомендуем обращаться в указанный орган.

 

21. Требуется ли согласование заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае проведения закупок МУПами? С кем, в случае отсутствия контрольного органа в сфере закупок?

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона о контрактной системе. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15, ч. 1 - 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о контрактной системе, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

22. В случае отклонения всех заявок по итогам запроса котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок. Заявка участника №1 была отклонена, но в срок продления этот же участник подает еще одну заявку. Таким образом, заказчик обязан не рассматривать и вернуть обе заявки (ч. 4 ст. 78). Подлежит ли рассмотренная заявка возврату? Какая информация об отклоненной заявке остается у заказчика?

На основании ч. 1 ст. 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Согласно ч. 4 ст. 78 Закона о контрактной системе в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

В соответствии с ч. 2 ст. 79 Закона о контрактной системе если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 9 ст. 78 Закона о контрактной системе в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок.

Таким образом, участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в процедуре запроса котировок. Поскольку сама процедура запроса котировок еще не завершена и продлевается заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 79 Закона о контрактной системе, следовательно, при продлении срока подачи заявок повторная подача заявки участником запроса котировок в этой же процедуре запроса котировок, заявка которого уже была отклонена, Законом о контрактной системе запрещена, такая заявка не рассматривается и возвращается участнику.

 

23. Что необходимо указать заказчику в качестве документа, на основании которого действует подрядчик (поставщик, исполнитель), для включения в проект контракта заключаемого по итогам проведения процедуры закупки с Индивидуальным предпринимателем?

Конкретизировать, на основании чего действует Индивидуальный предприниматель при заключении контракта, не нужно. Индивидуальному предпринимателю достаточно сослаться на свою организационно-правовую форму. При необходимости проверить статус индивидуального предпринимателя можно сделав выписку с сайта налоговой – https://egrul.nalog.ru/.

 

24. Может ли заказчик заключить контракт с единственным поставщиком, если контролирующий орган не выдает согласование заключения контракта (предусмотренное п.25 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 в установленный срок, но и не выдает отказ?

П. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования. Таким образом, без получения соответствующего согласования заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком.

 

25. В случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом… (ч. 4 ст. 71). Возможно ли изменение, например, при закупке бензина, количества литров бензина, а также цены за единицу товара при проведении запроса предложений после несостоявшегося аукциона? Т.к. при мониторинге цен у поставщиков, определилась цена за единицу литра выше, чем была в аукционе, тем самым требуется снижение количества литров.

В соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе или иными способами, предусмотренными Законом о контрактной системе, с учетом ограничений, установленных указанным законом. При этом объект закупки не может быть изменен только в случае осуществления закупки путем проведения запроса предложений.

 

26. Необходимо ли устанавливать в плане-графике и в документации о закупке запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 при закупке программ российского происхождения? При закупке программного обеспечения иностранного происхождения с приложением обоснования невозможности применения запрета?

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1236 от 16.11.2015 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации №553 от 05.06.2015. В соответствии с п. «ж» ч. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №553 от 05.06.2015 план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает, в том числе следующие сведения: запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.

На основании п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются: условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

 

27. Изменения с 01.07.2018 в ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе отчет об исполнении контракта – надо ли составлять годовой отчет по закупкам (информация о поставленном товаре и выполненной работе отражается ежемесячно, т.е. отчет не ежемесячно, а за год или за весь период исполнения контракта)?

С 01.07.2018 ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе будет изложена в следующей редакции:

результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

На основании ч. 11 ст. 94 Закона о контрактной системе порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации. Такие порядок и форма определены Постановлением Правительства Российской Федерации №1093 от 28.11.2013 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения». Указанным Постановлением утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) отражаются заказчиком в отчете согласно Положению.