• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Спрашивали? Отвечаем!!! Разъяснения Ивановского УФАС России по вопросам, озвученным на публичных слушаниях 05.06.2018

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

5 июня 2018 года состоялись публичные слушания по вопросам правоприменительной практики законодательства о контрактной системе в сфере закупок.  Представители Ивановского УФАС России совместно с группой экспертов обсудили наиболее актуальные и проблемные вопросы правоприменения норм Федерального закона №44-ФЗ. На мероприятии присутствовало 120 человек: представители контрольно-надзорных органов, региональных департаментов, органов местного самоуправления Ивановской области, общественных организаций, бизнес-сообщества, представители заказчиков и др. Ответы на вопросы, озвученные на публичных слушаниях, приведены ниже.

1. Должен ли заказчик устанавливать требование к участнику о членстве в СРО при проведении закупки на сумму более трех миллионов рублей на строительство линий уличного освещения (следует ли считать линию уличного освещения объектом капитального строительства для целей контрактной системы или нет)?

Ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При этом согласно п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

П. 20, 21, 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что:

- сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

- система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

- сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Из указанного выше следует, что линейный объект – является сооружением, и ему свойственна связь с землей, с земельными участками. Главным признаком линейного объекта, как объекта капитального строительства, является наличие выделенного в собственность (аренду, пользование) земельного участка с разрешенным видом использования на все время существования такого участка.

П. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

На основании п. 3 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 № 68, линейно-кабельные сооружения связи представляют собой:

1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:

наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;

предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;

наличие протяженности (длины);

2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Таким образом, в случае проведения закупки на строительство линий связи, указанный объект можно отнести к объектам капитального строительства, следовательно, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Исходя из анализа ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» линии электропередачи предназначены для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии. Следовательно, при проведении закупки на строительство линий электропередачи участник не обязан являться членом саморегулируемой организации.

Вместе с тем, Ивановское УФАС России отмечает, что Заказчикам требования, подтверждающие соответствие участников закупки п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), всегда стоит устанавливать с учетом предмета каждой конкретной закупки.

 

2. Может ли заказчик проводить закупку ОСАГО в форме запроса котировок (правомерно ли, вообще, снижение цены при заключении контракта на ОСАГО)?

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании) страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с п. 1 данной статьи.

П. 6 ст. 9 Закона об обязательном страховании установлено, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об обязательном страховании. Установленные в соответствии с Законом об обязательном страховании страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

В Указании Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» приведены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, Требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, в настоящее время страховщики, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений, что позволяет заказчикам использовать такой способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как запрос котировок, снижение цены возможно.

 

3. Обязан ли заказчик (орган местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области) включать в контракт условие о расширенном банковском сопровождении контракта при проведении закупки/заключении контракта с единственным поставщиком при НМЦ не менее пяти миллионов рублей и соответствии предмета контракта ОКПД2: 42.11, 42.13, 52.21.22, 52.21.23 или если источником финансирования такого контракта являются средства дорожного фонда Ивановской области, вне зависимости от суммы контракта (вправе ли подрядчик отказаться от выполнения данного условия)?

Из анализа ч. 2 ст. 35 Закона о контрактной системе следует, что условие о банковском сопровождении включается в контракт в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в зависимости о того, для каких нужд заключается контракт: для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Ивановской области от 18.12.2017 №473-п установлено, что расширенное банковское сопровождение контрактов (в значении, используемом в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 №963), предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ивановской области, осуществляется в случаях, если источником финансирования такого контракта являются средства дорожного фонда Ивановской области, вне зависимости от суммы контракта (за исключением контрактов на поставку электрической энергии, заключаемых с гарантирующим поставщиком); начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) составляет не менее 5 млрд. рублей.

Постановлением Администрации г. Иванова от 05.03.2018 №248 определено, что расширенное банковское сопровождение контрактов в значении, используемом в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 №963, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Иванова, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств областного и (или) федерального бюджетов, осуществляется в случаях, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет не менее 5 млн рублей и предмет контракта соответствует следующим группам и видам кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008):

42.11 – «Дороги автомобильные и автомагистрали; строительные работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей»;

42.13 – «Мосты и тоннели; строительные работы по строительству мостов и тоннелей»;

52.21.22 – «Услуги по эксплуатации автомагистралей»;

52.21.23 – «Услуги по эксплуатации мостов и тоннелей».

На основании указанного выше, условие о расширенном банковском сопровождении контракта при проведении закупки/заключении контракта с единственным поставщиком при НМЦ не менее пяти миллионов рублей и соответствии предмета контракта ОКПД2: 42.11, 42.13, 52.21.22, 52.21.23 или если источником финансирования такого контракта являются средства дорожного фонда Ивановской области, вне зависимости от суммы контракта, должно быть включено в контракт.

 

4. В случае осуществления закупки на оказание услуг по проведению дератизации и дезинсекции необходимо ли устанавливать лицензию на медицинскую деятельность?

По мнению Ивановского УФАС России, установление в документации о закупке требования о наличии у участника закупки лицензии по дезинфектологии при проведении закупки на оказание услуг по дератизации и дезинсекции неправомерно ввиду следующего.

Данная позиция подтверждается, в том числе письмами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации №АК/16522/18 от 14.03.2018, №АК/4З53/18 от 24.01.2018, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации и ее Территориальных органов №1079-04/2018-Г от 05.04.2018, №435-05 от 02.04.2018, №11-47/5532 от 17.04.2018 и тд, Министерства здравоохранения Российской Федерации №14-5/993 от 09.06.2016, №27-3/3018147-131 от 29.03.2018 и т.д., Генеральной Прокуратуры Российской Федерации №76/1-592-2017 от 16.03.2018.

В п. 4 и 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности...», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291 (далее – Положение о лицензировании) установлены лицензионные требования к соискателям и лицензиатам при осуществлении медицинской деятельности.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании, требования к организации и выполнению конкретных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, устанавливаются Минздравом.

Минздрав приказом от 11.03.2013 №121н утвердил «Требования к организации и выполнению работ (услуг) ... в медицинских целях» (далее – приказ №121н).

Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 12 февраля 2016 г. № 303-АД15-15624, рассматривая дело о лицензировании работ (услуг) по «дезинфектологии», не согласился с позицией о необходимости лицензирования данных работ во всех случаях, указав, что «работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как 49 вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи». Решение по данному делу не было оспорено сторонами, а также не было отменено.

Кроме того, приказ №121н предъявляет к организациям различные требования в части лицензирования дополнительных работ (услуг) в зависимости от видов помощи, несмотря на осуществление одинаковых работ (услуг). Так, в соответствии с пп. 1 п. 3 работы (услуги) при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по «дезинфектологии» подлежат лицензированию, а при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара (пп. 3 п. 3) – нет.

Кроме того, в силу требований Положения о лицензировании, чтобы оказывать услуги по контракту победителю закупки должны принадлежать на праве собственности или на ином законном основании соответствующие помещения Заказчика, в которых исполнитель должен будет проводить работы по дератизации и дезинсекции.

Оказание услуг по адресу, не указанному в лицензии на осуществление работ (услуг) по дезинфектологии, свидетельствует о том, что дезинсекция, дератизация проводятся не в рамках оказания медицинской помощи, поэтому наличие лицензии на осуществление работ (услуг) по дезинфектологии в данном случае не требуется.

 

5. При проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ/оказание услуг, для осуществления которых требуется членство в СРО, должен ли заказчик устанавливать требование о предоставлении участником действующей выписки из реестра членов СРО (оригинал, подписанный ЭЦП) или достаточно предоставления участником копии (в том числе отсканированной версии) указанного документа (какими еще документами можно подтвердить членство СРО, если выписку нет возможности оперативно получить)?

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность представления, как самих документов, подтверждающих соответствие участников электронного аукциона требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, так и копий таких документов.

 

6. Сведения о заключении контракта направляются заказчиком в течение трех рабочих дней с даты его заключения (ч.4 ст.103). Сведения проходят контроль в соответствии с ч.5 ст.99. Информация о реестре контрактов размещается после прохождения контроля, соответственно дата размещения указывается в соответствии с прохождением контроля. Таким образом в случае проведения контроля более трех рабочих дней, сведения о контракте отображаются с просрочкой. Будет ли в данной ситуации нарушение сроков размещения информации заказчиком (если да, то кто виноват в данной ситуации)?

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) можно установить дату и время размещения информации Заказчиком. Вследствие чего, в случае проведения контроля более трех рабочих дней нарушения со стороны Заказчика не будет. Вместе с тем, Ивановское УФАС России рекомендует Заказчикам делать скриншот экрана после публикации информации на официальном сайте.