Ивановское УФАС отвечает на вопросы участников публичных слушаний

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

15 марта 2018 года состоялись публичные слушания Ивановского УФАС России. От участников слушаний поступили предложения и вопросы. Предложения и ответы на вопросы приведены ниже.

Каким образом осуществить обоснование годового объема закупок по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе?

Согласно ч. 7 ст. 18 Закона о контрактной системе порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие порядок и форма установлены Постановлением Правительства Российской Федерации №555 от 05.06.2015 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Согласно п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №555 от 05.06.2015, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе - не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Следовательно, обоснованию подлежит соответствие запланированного объема указанных закупок предельному разрешенному годовому объему закупок (два миллиона рублей или 5% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более пятидесяти миллионов рублей в случае осуществления закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе либо пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей в случае осуществления закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Таким образом, по мнению Ивановского УФАС России, в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок, установленным соответствующими положениями Закона о контрактной системе.

Является ли нарушением прав Поставщика по контракту включение в контракт условий, что Заказчик имеет право не выбирать весь объем товара по контракту, т.к. поставка осуществляется по заявкам и в соответствии с возникающими потребностями заказчика?

По мнению Ивановского УФАС России, описанная ситуация нарушением не является ввиду следующего.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 534 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

На основании указанного выше, по мнению Ивановского УФАС России, государственному заказчику предоставлено право отказаться от товаров в случаях, когда потребность в товарах соответствующего вида отпала. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом.

При этом необходимо соблюдать требования, предусмотренные ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Что подразумевается под новым требованием, предъявляемым к участникам закупки: отсутствие ограничений для участия в закупках?

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №504-ФЗ) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе в части отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом, Законом о контрактной системе не установлен перечень ограничений для участия в закупках, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Вследствие чего, по мнению Ивановского УФАС России, ограничением, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, может быть любое ограничение, в том числе установленное в силу отраслевой специфики законодательством Российской Федерации, принятое судебным решением, решением органа исполнительной власти, вынесенное предписанием органа исполнительной власти и т.д.

Иные вопросы участников публичных слушаний, Ивановским УФАС России направлены в ФАС России для получения разъяснений центрального аппарата.

В ходе мероприятия к представителям антимонопольного органа обратилась Любовь Баронова, заместитель генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области по правовым вопросам. В своем выступлении она просила оказать содействие в разрешении проблемы роста цен на электрическую энергию для «прочей» категории потребителей, присоединенных на уровне низкого и среднего второго напряжений (НН и СН2). В настоящее время цены на электрическую энергию для рассматриваемых категорий потребителей в 1,28 раза превышают предельные уровни цен, установленных для потребителей, присоединенных по среднему первому напряжению (СН1) и 1,65 раза – установленных для потребителей, присоединенных на высоком напряжении (ВН). Проблема рост цен для категории потребителей, присоединённых на НН и СН2, усматривается в отсутствии установленных предельных уровней нерегулируемых цен на начало каждого расчетного месяца. Согласно действующему законодательству информация о цене поставляемой электрической энергии становится доступна потребителю, рассчитывающемуся по нерегулируемым ценам за электроэгнергию, в середине месяца, следующего за расчётным.

В связи с этим, Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области высказал предложение о внесении изменений в действующее законодательство в части:

1. изменения сроков доведения до потребителей цен на электрическую энергию  - «установление и доведение до начала расчетного периода»;

2. установления законодательного ограничения среднегодового увеличения предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию до уровня инфляции  в России.

Ивановское УФАС России направило данное предложение в центральный аппарат ведомства для формирования позиции антимонопольного органа о возможных путях решения обозначенной проблемы, и при необходимости принятия мер по внесению предложенных изменений в действующее законодательство в сфере расчетов по нерегулируемым ценам на электрическую энергию и урегулированию возникшей проблемы.

 

По результатам анкетирования, проведенного в ходе публичных слушаний Ивановского УФАС России, от участников мероприятия поступили следующие предложения:

1. Выработать единообразный, понятный и прозрачный подход к определению правильности описания объекта закупки с использованием показателей ГОСТ;

2. Снизить уровень штрафов для заказчиков; установить размеры штрафов, соотносимые с уровнем заработной платы представителей заказчиков;

3. Привести в соответствие подзаконные акты к нормам Федерального закона №44-ФЗ (в том числе Постановление Правительства РФ №1380, приказы Минздрава России 871н, 870н, Каталог товаров, работ, услуг к требованиям ст. 33 44-ФЗ и др.);

4. Разработать методические рекомендации по применению ГОСТ при описании объекта закупки (с целью однозначной трактовки описания объекта закупки).

Ивановское УФАС России, рассмотрев представленные участниками мероприятия предложения в сфере госзакупок, приняло решение о направлении их в обобщенном виде в центральный аппарат ведомства.