Воскрешение конкуренции на рынке похоронных услуг города Иваново!

01.03.2016 Арбитражный суд Ивановской области признал законным решение и предписания Ивановского УФАС России, которыми установлен факт антиконкурентного сговора между ОАО «Ритуал» и МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» (администрация кладбищ).

В 2014 г. в Управление обратились хозяйствующие субъекты, которые оказывают ритуальные услуги в г. Иваново. Они указывали, что администрация кладбищ сообщает их клиентам неверную информацию о том, что погребением на городских кладбищах занимается только ОАО «Ритуал». Граждане вынуждены обращаться в ОАО «Ритуал» и заказывать услугу там, а не в организации, в которую они первоначально обратились. Без счет-заказа из ОАО «Ритуал» осуществить их клиентам погребение на городских кладбищах нельзя.

Граждане, потерявшие своих родных, в сложной психологической ситуации не задумывались о том, почему их направляют в ОАО «Ритуал». Почему они оплачивают услуги ОАО «Ритуал», а не той организации, в которую они первоначально обратились.

Заявители по делу несли убытки, так как лишались части дохода от оказания услуг по погребению. Например, в 2014 году, на городских кладбищах они погребение не осуществили вовсе, а ОАО «Ритуал» получало прибыль за счет клиентов фирм-конкурентов.

В ходе рассмотрения дела о нарушении ст. 16 Закона о защите конкуренции Управлением при участии сотрудников полиции проводилась внеплановая выездная проверка администрации кладбищ и ОАО «Ритуал», заслушивались пояснения граждан-заказчиков, материалы аудиозаписей, изучались счет-заказы ОАО «Ритуал» и заявителей по делу.

Посчитав факт антиконкурентного сговора доказанным, в апреле 2015 г. Управление вынесло решение о нарушении ОАО «Ритуал» и МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» ст. 16 Закона о защите конкуренции и выдало два предписания о необходимости устранения нарушения.

Акты антимонопольного органа оспорены ОАО «Ритуал» и МБУ «Служба заказчика по содержанию кладбищ» в Арбитражный суд, но Суд посчитал, что Ивановское УФАС России доказало факт антиконкурентного соглашения и признал решение и предписания законными.

Примечание.

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.