В Ивановском УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная "четвертому антимонопольному пакету" и подведению итогов деятельности за 2015 год

23 декабря 2015 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области состоялась пресс-конференция, посвященная «четвертому антимонопольному пакету» и предварительным итогам деятельности управления за 2015 год. Спикерами выступили руководитель управления Александр Боровков, заместитель руководителя управления Татьяна Михеева, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ольга Строганова.

Ольга Строганова рассказала о вступлении с 5 января 2016 года в силу изменений антимонопольного законодательства, так называемого «четвертого антимонопольного пакета». Она отметила, что принятые поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» являются существенной либерализацией антимонопольного законодательства, как для участников рынка, так и для органов власти и местного самоуправления.

Среди основных новелл закона Ольга Строганова перечислила следующие: упразднение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%; исключение возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35%, кроме случаев коллективного доминирования; детальное описание действий (бездействия), составляющих формы недобросовестной конкуренции; расширение действия института предупреждения, положительно зарекомендовавшего себя в текущем году; введение института внутренней апелляции (предусматривает возможность пересмотра ФАС России решений территориальных управлений) и др.

Александр Боровков отметил, что из сферы антимонопольного регулирования будет исключено рассмотрение жалоб граждан на действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение. Новая редакция статьи 10 Закона о защите конкуренции предусматривает, что злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением возможно только в случае, если это повлекло за собой недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, таких как, например, о несогласии с условиями договора, не исполнении обязательств, вытекающих из заключенных договоров, одностороннем прекращении хозяйствующим субъектом оказания услуг по договору, об оказании некачественных услуг и тому подобным, должно защищаться законодательством о защите прав потребителей и в судебном порядке. С января 2016 года граждане с подобными жалобами должны за защитой своих прав обращаться в иные органы (Роспотребнадзор, суд, органы прокуратуры).

Таким образом, основные цели «четвертого антимонопольного пакета» – это снижение административного бремени, повышение ясности и прозрачности антимонопольного регулирования, совершенствование практики антимонопольных органов.

******

Татьяна Михеева рассказала о предварительных итогах деятельности Ивановского УФАС России за 2015 год по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о рекламе.

В течение 2015 года в Ивановское УФАС России поступило 413 жалоб на нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Из них 123 жалобы признаны обоснованными или частично обоснованными, 133 жалобы признаны необоснованными. Остальные жалобы возвращены заявителям в связи с несоблюдением порядка подачи жалоб либо самостоятельно отозваны заявителями до момента рассмотрения их на заседании комиссии. По сравнению с предыдущим годом количество поступивших жалоб существенно возросло (в 2014 году – 243 жалобы, из них 59 признаны обоснованными).

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, а также их комиссий Ивановское УФАС России выявило наибольшее количество нарушений при проведении закупок в сфере  строительства и ремонта дорог, ремонта помещений, в медицинской сфере (лекарства, средства реабилитации, медицинское оборудование).

Основные выявленные нарушения были связаны с формированием документации о закупках путем установления к объектам закупок многочисленных характеристик (не значимых либо ничем не обоснованных), узнать о которых участники могли лишь путем проведения лабораторных испытаний, что не предусмотрено Законом о контрактной системе. Формирование документации о закупках подобным образом было направлено на затруднение участникам закупки возможности подготовки заявок для участия в определении поставщиков. Также в случае победы неугодного участника и заключения с ним контракта, у заказчика, при наличии такой документации, появляется возможность расторгнуть с ним контракт.

В отчетный период в Ивановское УФАС России поступило 64 обращения заказчиков о включении организаций и индивидуальных предпринимателей в реестр недобросовестных поставщиков (в 2014 году – 58 обращений). По результатам рассмотрения представленных сведений были приняты решения о включении 34 недобросовестных поставщиков в РНП (в 2014 году – 25 поставщиков).

В отчетном периоде Ивановское УФАС России рассмотрело 216 уведомлений о заключении государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), согласовало 124 обращения о заключении контрактов с единственным поставщиком.

За нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок возбуждено, рассмотрено и находится в стадии рассмотрения 138 дел об административных правонарушениях. Всего наложено штрафов на общую сумму порядка 1,1 млн. рублей.

 

В 2015 году Ивановское УФАС России рассмотрело 310 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства (в 2014 году – 300 заявлений). По результатам рассмотрения заявлений антимонопольным органом возбуждено и рассмотрено 30 дел о нарушении антимонопольного законодательства. 

Одним из приоритетных направлений в деятельности управления остается контроль за соблюдением органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие). В 2015 году Ивановское УФАС России рассмотрело 9 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства органами местного самоуправления. Нарушения выразились в непроведении в установленный жилищным законодательством срок конкурсных отборов управляющих организаций для управления многоквартирными домами, а также в неисключении из документации о проведении конкурса тех многоквартирных домов, собственники помещений которых до проведения конкурса на общем собрании уже выбрали управляющую организацию; заключении договора аренды тепловых сетей без проведения торгов; в присвоении организации статуса единой теплоснабжающей организации с нарушением действующего порядка и др.

В связи с выявлением в действиях ряда компаний признаков нарушений антимонопольного законодательства Ивановское УФАС России активно применяет институт предупреждения (выдано 17 предупреждений о прекращении действий, которые содержали признаки нарушений антимонопольного законодательства). Например, компании ООО «Росгосстрах» было выдано 2 предупреждения (в связи с выявлением фактов навязывания владельцам транспортных средств при оформлении полиса ОСАГО дополнительного договора на проведение диагностики аккумуляторной батареи автомототранспортного средства и договора на проведение технического осмотра; а также фактов отказа от заключения с владельцами транспортных средств договоров ОСАГО без дополнительного договора на проведение диагностики аккумуляторной батареи автомототранспортного средства и договора на проведение технического осмотра), ОАО «Объединенные электрические сети» – 4 предупреждения (нарушение порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям), Шуйское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей – 1 предупреждение (отказ потребителю в технологическом присоединение к тепловым сетям) и др. В течение года 16 предупреждений исполнено организациями в добровольном порядке в установленные сроки, в отношении одной из компаний, не согласившейся с нарушением, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2015 году в Ивановское УФАС России поступило 23 жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (ст. 18.1 Закона о защите конкуренции), 8 из них признаны обоснованными, по результатам рассмотрения семи жалоб организаторам торгов выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Нарушения были выявлены, в частности, при проведении торгов в отношении имущества предприятий-банкротов (ЗАО «РОСКО Вичуга-текстиль», ОАО «Яковлевский льнокомбинат»); торгов по заключению договора аренды недвижимого имущества (организатор – администрация Плесского городского поселения); при приватизации муниципального имущества (организатор – администрация Остаповского сельского поселения Шуйского муниципального района).

Всего за нарушения антимонопольного законодательства наложено штрафов на общую сумму порядка 1,8 млн. рублей.

 

Согласно действующему законодательству антимонопольный орган осуществляет контроль соблюдения законодательства о рекламе. Ивановское УФАС России выявляет нарушения как в ходе мониторинга, так и по результатам рассмотрения поступающих заявлений. На протяжении последних лет прослеживается тенденция увеличения количества обращений граждан и хозяйствующих субъектов с заявлениями о нарушениях законодательства о рекламе. Часто такие заявления поступают от конкурентов друг на друга либо анонимно. Вместе с тем, по итогам работы за 2015 год отмечается заметный рост правовой грамотности участников рекламного рынка. Это ведет к уменьшению возбуждаемых дел, особенно по массовым, незначительным нарушениям.

В 2014 году сложившийся рейтинг наиболее частых нарушений рекламного законодательства выглядел следующим образом: смс-реклама (ст.18) – 45,5%; реклама финансовых услуг (ст.28) – 22,7%; недостоверная реклама (ст.5) – 22,7%; реклама при дистанционном способе продажи товаров (ст.8) – 9%.

В 2015 году Ивановское УФАС России рассмотрело 28 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, около половины – в отношении СМИ (это и радио («Н-Радио», «Иваново-Вознесенская радиовещательная компания»), и печатные СМИ («Регион-Медиа», «1000 домов», «Все для Вас-Тейково»). В текущем году выделить какое-то одно нарушение или группу нарушений не представляется возможным, потому что были выявлены различные нарушения: это и смс-реклама, неуказание возрастного ограничения потребителей рекламы; нарушения при рекламе финансовых услуг микрофинансовыми организациями; недобросовестная реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других производителей; реклама, связанная с привлечением денежных средств  участников долевого строительства (отсутствие сведений о проектной декларации) и др.

По итогам рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе Ивановским УФАС России возбуждено 52 дела об административных правонарушениях, однако штрафы накладывались на рекламодателей и рекламораспространителей в минимальном размере.