25 - летию антимонопольного регулирования в России посвящается. Часть 5

История антимонопольных органов (продолжение)

В 1994 г. правительство отказалось от неэффективной практики регулирования цен и тарифов предприятий монополистов. В 1995 г. разработан и принят первый российский закон, регулирующий деятельность субъектов естественных монополий, в том числе осуществляющий регулирование тарифов и цен на товары, услуги, работы субъектов естественных монополий, - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий, подлежащим прямому государственному регулированию на сегодня отнесены:

·        транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

·        транспортировка газа по трубопроводам;

·        железнодорожные перевозки;

·        услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

·        услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

·        услуги по передаче электрической энергии;

·        услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

·        услуги по передаче тепловой энергии;

·        услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

·        захоронение радиоактивных отходов;

·        водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

·        ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Примечание: Федеральным законом от 26.03.2003 № 39-ФЗ из перечня исключены услуги по передаче электрической и тепловой энергии и включены услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии.

Нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», посвященные доминирующему положению субъекта естественной монополии, являлись новеллой. В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции «доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии».

В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Примечательно то, что с 1995 года данное понятие не претерпело изменений.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, говоря о субъекте естественной монополии, нет необходимости подчеркивать, что он занимает доминирующее положение, т.к. это ясно уже из определения.

На федеральном уровне функции и полномочия федеральных органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляют только два федеральных органа - ФАС России и ФСТ России.

Все функции и полномочия органов власти по регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий, которые установлены в Законе о естественных монополиях и федеральных законах, регулирующих отдельные отрасли и сферы естественных монополий, можно разделить на две группы:

·        связанные с регулированием тарифов;

·        не связанные с регулированием тарифов.

В соответствии с этим разделением функций и полномочий разделяется и компетенция органов власти, осуществляющих регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий.

Вторую группу функций и полномочий, а именно функции и полномочия, не связанных с регулированием тарифов, уполномочен реализовывать только один орган - ФАС России.

В регулировании деятельности естественных монополий принимают участие и другие федеральные ведомства. Так, в состав правления ФСТ России входят, помимо представителей ФСТ России, ФАС России и Минэкономразвития, также представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации.

Итоги работы Ивановского УФАС России

Ниже на рисунке приведены выборочные итоги работы управления по статье 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» за период с 2008 по 2014 год. См. прикрепленный ниже файл.

Превентивные меры по недопущению нарушения антимонопольного законодательства

Как было указано во второй части цикла статей, посвященных 25-летию антимонопольного регулирования в России, Ивановское УФАС России еженедельно проводит мониторинг цен по розничной реализации бензина и дизельного топлива на территории Ивановской области.

Ниже представлены результаты мониторинга по состоянию на 05.07.2015. См. прикрепленный ниже файл.

На графиках приведена средняя стоимость бензина выборочно по участникам мониторинга.

Файлы для скачивания

5_statya_fayl_ver1.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ