25 - летию антимонопольного регулирования в России посвящается. Часть 2

История антимонопольных органов (продолжение)

Завершением этапа создания системы конкурентного законодательства России стало принятие Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Закон о конкуренции 1991 г. определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

В соответствии со ст.2 Закона о конкуренции 1991 г., сфера применения закона не распространялась на некоторые сферы хозяйственных отношений. Часть 2 ст. 2 Закона о конкуренции 1991 г. устанавливала, что он не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции. Также Закон о конкуренции 1991 г. не распространялся на отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, включая услуги на рынках ценных бумаг. Сфера действия данного Закона была ограничена областью товарных рынков. Статья 2 Закона устанавливала, что отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, включая услуги на рынках ценных бумаг, регулируются другими законодательными актами РСФСР.

Закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»  устанавливал конкурентные положения для регулирования рынка страхования. Согласно ст. 31 этого Закона предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В 1992 г. принимается Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Полномочия по реализации государственной политики в области защиты прав потребителей были переданы антимонопольному органу России. В соответствии с Указом Президента РФ от 24 августа 1992 г. № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» было утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции).

Данным Указом устанавливалось, что Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур является центральным органом исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

В начале 90-х годов «небывалый взлет цен»,  сопровождавший экономические реформы, обусловил необходимость разработки и принятия ответных государственных мер. Существующее сегодня в России законодательство о естественных монополиях выросло из введенной в начале 90-х системы мер ценового регулирования деятельности субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение. Инфляционные процессы неизбежно вели к массовому спаду производства и исчезновению целых отраслей. Поэтому уже в 1992 г. был поставлен вопрос о введении ценового регулирования деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 11 августа 1992 г. № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий монополистов в 1992 - 1993 годах» государственное регулирование цен осуществлялось следующими способами:

- установление абсолютного верхнего предела (лимитная цена);

- установление предельного размера рентабельности (процентный лимит);

- установление предельных коэффициентов изменения цен;

- предварительное декларирование повышения свободных цен.

Попытки введения ценового регулирования продукции предприятий проблем не решили. Ценовое регулирование стимулировало рост издержек предприятий и сводило на нет их заинтересованность в развитии конкурентоспособности, подрывало базу налогообложения. Поэтому после окончания срока действия данного Постановления в 1994 г. его действие не было возобновлено.

Итоги работы Ивановского УФАС России

Ниже на диаграммах приведены выборочные итоги работы управления за период с 2007 по 2014 год по поступившим заявлениям и возбужденным делам  в рамках Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по следующим товарным рынкам: Рынок страховых услуг, Рынок электро – теплоэнергии, ЖКХ, из общего количества со стороны субъектов естественной монополии. См. прикрепленный файл.

Наблюдаемая динамика снижения возбужденных дел Закона «О защите конкуренции» в 2012-2014 годах является следствием политики антимонопольных органов, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов (институт предупреждения появился в российском антимонопольном законодательстве после вступления в силу «третьего антимонопольного пакета законов» в январе 2012 г.).

Превентивные меры по недопущению нарушения антимонопольного законодательства

Во исполнение поручения ФАС России Ивановское УФАС России еженедельно проводит мониторинг цен по розничной реализации бензина и дизельного топлива на территории Ивановской области.

Ниже представлены результаты мониторинга по состоянию на 07.04.2015. См. прикрепленный файл.

На графиках приведена средняя стоимость бензина по участникам мониторинга.

Ивановское УФАС России благодарит все предприятия, участвующие в мониторинге, за понимание и содействие в выполнение возложенных на управление функций.

Файлы для скачивания

2_statya_fayl.rtf
Тип файла: rtf
Размер файла: 1.58 МБ