25 - летию антимонопольного регулирования в России посвящается. Часть 1

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (Ивановское УФАС России) с данной статьи начинает серию публикаций, посвященных 25-летию антимонопольного регулирования в России. Управление расскажет историю создания антимонопольных органов, в том числе и Ивановского УФАС России, разместит на сайте итоги деятельности Ивановского УФАС России, познакомит с сотрудниками, работавшими в управлении ранее и осуществляющими деятельность в настоящее время, разместит выборочно результаты мониторингов и анализов состояния конкуренции на товарных рынках.

История антимонопольных органов

В начале перестройки в 1985 в стратегию экономических реформ не были включены вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений.

Первые законы, которые можно отнести к регулированию конкурентных отношений, это законодательные акты, способствовавшие развитию экономических отношений и конкуренции, в том числе через переход на хозрасчет государственных предприятий, а также через открытие возможностей для частной коммерческой инициативы:

Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI «О государственном предприятии (объединении)» регламентировал новые формы хозяйственного расчета, которые, в свою очередь, стимулировали освоение гибких форм арендных отношений;

Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» снимал ограничения на занятия народно-художественным промыслом, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и т.д.;

Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» изменил институциональные основы государства.

В целях реализации антимонопольной и конкурентной государственной политики, в том числе создания и развития малых предприятий, демонополизации экономики, а также обеспечения правовой защиты товаропроизводителей и потребителей в соответствии с Постановлением Совета министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР. Но на союзном уровне этот орган так и не был создан.

Впервые в истории России Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. «О министерствах и государственных комитетах РСФСР» было предусмотрено создание в составе Совета Министров Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП РСФСР).

Такое решение стало убедительным свидетельством намерений российского государства перейти от плановой социалистической экономики к рынку. Деятельность этого нового звена в структуре исполнительной власти началась уже осенью 1990 г. Положение о ГКАП было утверждено Указом Президента РФ только в августе 1992 г.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 8 октября 1991 г. № 515 в период с октября 1991 г. по март 1992 г. в субъектах Федерации были образованы территориальные управления ГКАП РФ и тем самым завершено формирование федеральной системы антимонопольных органов.

Итоги работы Ивановского УФАС России

Ниже на диаграммах приведены итоги работы управления за период с 2002 по 2014 год по злоупотреблению хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках (статья 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,  статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Поступило заявлений (См.прикрепленный файл)

Выявлено нарушений (См. прикрепленный файл)

Возбуждено дел (См. прикрепленный файл)

Наблюдаемая динамика снижения возбужденных дел по статье 10 Закона «О защите конкуренции» в 2012-2014 годах является следствием политики антимонопольных органов, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов (институт предупреждения появился в российском антимонопольном законодательстве после вступления в силу «третьего антимонопольного пакета законов» в январе 2012 г.).

Превентивные меры по недопущению нарушения антимонопольного законодательства

Во исполнение поручения ФАС России по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560  «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и недопущению необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров в связи с введением запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановское УФАС России проводит еженедельный мониторинг средневзвешенных оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров и остатков указанных товаров на складах.

Ниже представлены результаты мониторинга по состоянию на 19.03.2015

 

Наименование продукции, подлежащей мониторингу

Средневзвешенная отпускная цена производителя/оптового поставщика
(руб./кг,  руб./л)

Отклонение, %

Остатки на складе на отчетную дату  (кг/л)

на 07.08.2014

на дату предыдущего отчета

на отчетную дату

за отчетный период

с 07.08.2014

Говядина (кроме бескостного мяса)

220

220

220

0,00

0,00

нет (сразу реализуется)

Говядина (кроме бескостного мяса)

140,18

179,34

179,8

0,26

28,26

нет (сразу реализуется)

Говядина (кроме бескостного мяса)

130

145

155

6,90

19,23

нет (сразу реализуется)

Говядина (кроме бескостного мяса)

200

200

200

0,00

0,00

нет (сразу реализуется)

Свинина (кроме бескостного мяса)

156,04

197,44

172,73

-12,52

10,70

нет (сразу реализуется)

Свинина (кроме бескостного мяса)

164

167

167

0,00

1,83

3443,6

Куры (кроме куриных окорочков)

98

90

102

13,33

4,08

39089,4

Куры (кроме куриных окорочков)

79

90

90

0,00

13,92

39202,4

Масло сливочное

172,44

177,62

189,9

6,91

10,13

20817

Масло сливочное

218,54

238,93

238,34

-0,25

9,06

1862,4

Масло сливочное

241,82

242,95

242,95

0,00

0,47

16370

Масло сливочное

180

187

187

0,00

3,89

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

26,98

31,53

31,44

-0,29

16,53

44327

Молоко питьевое

22,1

23,8

23,8

0,00

7,69

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

48,9

46,75

45,35

-2,99

-7,26

15725

Молоко питьевое

33

37,8

37,8

0,00

14,55

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

22

27

27

0,00

22,73

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

20,43

24,94

24,94

0,00

22,08

2900

Молоко питьевое

16,5

20,7

20,7

0,00

25,45

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

14

18

18

0,00

28,57

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

20

20

20

0,00

0,00

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

28

31

31

0,00

10,71

нет (сразу реализуется)

Молоко питьевое

18,52

24,42

24,67

1,02

33,21

нет (сразу реализуется)

Картофель

17

26

26

0,00

52,94

10000

Картофель

9

20

20

0,00

122,22

9000

Картофель

12,24

14,8

14,7

-0,68

20,10

нет (сразу реализуется)

Картофель

12

18,65

19,25

3,22

60,42

80230

Капуста белокочанная свежая

13

32

32

0,00

146,15

8500

Капуста белокочанная свежая

7

25

25

0,00

257,14

500

Капуста белокочанная свежая

11

22,45

22,8

1,56

107,27

17750

Лук репчатый

18

34

32,5

-4,41

80,56

18000

Лук репчатый

9,3

24

24

0,00

158,06

8560

Морковь

18

32

32

0,00

77,78

5000

Морковь

9

21

21

0,00

133,33

2200

Морковь

13

-

-

-

-

нет (сразу реализуется)

Яблоки

57

63,8

63,8

0,00

11,93

3000

Яблоки

 

46

46

0,00

-

500

Крупа гречневая

 

47,5

46,5

-2,11

-

150

Крупа гречневая

42,7

70,7

73

3,25

70,96

4412,2

 

Обращаем внимание читателей, что средневзвешенные оптово-отпускные цены по одноименной группе товаров могут зависеть, в том числе, от:

1.     Поставщика (производителя) товара;

2.     Размера партий;

3.     Наличия долгосрочных договоров;

4.     Ассортимента по данной одноименной группе.

Ивановское УФАС России благодарит все предприятия, участвующие в мониторинге, за понимание и содействие в выполнение возложенных на управление функций.

Вопросы анализа цен на продовольственных рынках Ивановской области управление затронет и в следующих своих публикациях.

 

Файлы для скачивания

1_statya_fayl.rtf
Тип файла: rtf
Размер файла: 0.28 МБ