25 - летию антимонопольного регулирования в России посвящается. Часть 1
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (Ивановское УФАС России) с данной статьи начинает серию публикаций, посвященных 25-летию антимонопольного регулирования в России. Управление расскажет историю создания антимонопольных органов, в том числе и Ивановского УФАС России, разместит на сайте итоги деятельности Ивановского УФАС России, познакомит с сотрудниками, работавшими в управлении ранее и осуществляющими деятельность в настоящее время, разместит выборочно результаты мониторингов и анализов состояния конкуренции на товарных рынках.
История антимонопольных органов
В начале перестройки в 1985 в стратегию экономических реформ не были включены вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений.
Первые законы, которые можно отнести к регулированию конкурентных отношений, это законодательные акты, способствовавшие развитию экономических отношений и конкуренции, в том числе через переход на хозрасчет государственных предприятий, а также через открытие возможностей для частной коммерческой инициативы:
Закон СССР от 30 июня 1987 г. № 7285-XI «О государственном предприятии (объединении)» регламентировал новые формы хозяйственного расчета, которые, в свою очередь, стимулировали освоение гибких форм арендных отношений;
Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» снимал ограничения на занятия народно-художественным промыслом, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и т.д.;
Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» изменил институциональные основы государства.
В целях реализации антимонопольной и конкурентной государственной политики, в том числе создания и развития малых предприятий, демонополизации экономики, а также обеспечения правовой защиты товаропроизводителей и потребителей в соответствии с Постановлением Совета министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР. Но на союзном уровне этот орган так и не был создан.
Впервые в истории России Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. «О министерствах и государственных комитетах РСФСР» было предусмотрено создание в составе Совета Министров Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГКАП РСФСР).
Такое решение стало убедительным свидетельством намерений российского государства перейти от плановой социалистической экономики к рынку. Деятельность этого нового звена в структуре исполнительной власти началась уже осенью 1990 г. Положение о ГКАП было утверждено Указом Президента РФ только в августе 1992 г.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 8 октября 1991 г. № 515 в период с октября 1991 г. по март 1992 г. в субъектах Федерации были образованы территориальные управления ГКАП РФ и тем самым завершено формирование федеральной системы антимонопольных органов.
Итоги работы Ивановского УФАС России
Ниже на диаграммах приведены итоги работы управления за период с 2002 по 2014 год по злоупотреблению хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных рынках (статья 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Поступило заявлений (См.прикрепленный файл)
Выявлено нарушений (См. прикрепленный файл)
Возбуждено дел (См. прикрепленный файл)
Наблюдаемая динамика снижения возбужденных дел по статье 10 Закона «О защите конкуренции» в 2012-2014 годах является следствием политики антимонопольных органов, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов (институт предупреждения появился в российском антимонопольном законодательстве после вступления в силу «третьего антимонопольного пакета законов» в январе 2012 г.).
Превентивные меры по недопущению нарушения антимонопольного законодательства
Во исполнение поручения ФАС России по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и недопущению необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров в связи с введением запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановское УФАС России проводит еженедельный мониторинг средневзвешенных оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров и остатков указанных товаров на складах.
Ниже представлены результаты мониторинга по состоянию на 19.03.2015
Наименование продукции, подлежащей мониторингу | Средневзвешенная отпускная цена производителя/оптового поставщика | Отклонение, % | Остатки на складе на отчетную дату (кг/л) | |||
на 07.08.2014 | на дату предыдущего отчета | на отчетную дату | за отчетный период | с 07.08.2014 | ||
Говядина (кроме бескостного мяса) | 220 | 220 | 220 | 0,00 | 0,00 | нет (сразу реализуется) |
Говядина (кроме бескостного мяса) | 140,18 | 179,34 | 179,8 | 0,26 | 28,26 | нет (сразу реализуется) |
Говядина (кроме бескостного мяса) | 130 | 145 | 155 | 6,90 | 19,23 | нет (сразу реализуется) |
Говядина (кроме бескостного мяса) | 200 | 200 | 200 | 0,00 | 0,00 | нет (сразу реализуется) |
Свинина (кроме бескостного мяса) | 156,04 | 197,44 | 172,73 | -12,52 | 10,70 | нет (сразу реализуется) |
Свинина (кроме бескостного мяса) | 164 | 167 | 167 | 0,00 | 1,83 | 3443,6 |
Куры (кроме куриных окорочков) | 98 | 90 | 102 | 13,33 | 4,08 | 39089,4 |
Куры (кроме куриных окорочков) | 79 | 90 | 90 | 0,00 | 13,92 | 39202,4 |
Масло сливочное | 172,44 | 177,62 | 189,9 | 6,91 | 10,13 | 20817 |
Масло сливочное | 218,54 | 238,93 | 238,34 | -0,25 | 9,06 | 1862,4 |
Масло сливочное | 241,82 | 242,95 | 242,95 | 0,00 | 0,47 | 16370 |
Масло сливочное | 180 | 187 | 187 | 0,00 | 3,89 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 26,98 | 31,53 | 31,44 | -0,29 | 16,53 | 44327 |
Молоко питьевое | 22,1 | 23,8 | 23,8 | 0,00 | 7,69 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 48,9 | 46,75 | 45,35 | -2,99 | -7,26 | 15725 |
Молоко питьевое | 33 | 37,8 | 37,8 | 0,00 | 14,55 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 22 | 27 | 27 | 0,00 | 22,73 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 20,43 | 24,94 | 24,94 | 0,00 | 22,08 | 2900 |
Молоко питьевое | 16,5 | 20,7 | 20,7 | 0,00 | 25,45 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 14 | 18 | 18 | 0,00 | 28,57 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 20 | 20 | 20 | 0,00 | 0,00 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 28 | 31 | 31 | 0,00 | 10,71 | нет (сразу реализуется) |
Молоко питьевое | 18,52 | 24,42 | 24,67 | 1,02 | 33,21 | нет (сразу реализуется) |
Картофель | 17 | 26 | 26 | 0,00 | 52,94 | 10000 |
Картофель | 9 | 20 | 20 | 0,00 | 122,22 | 9000 |
Картофель | 12,24 | 14,8 | 14,7 | -0,68 | 20,10 | нет (сразу реализуется) |
Картофель | 12 | 18,65 | 19,25 | 3,22 | 60,42 | 80230 |
Капуста белокочанная свежая | 13 | 32 | 32 | 0,00 | 146,15 | 8500 |
Капуста белокочанная свежая | 7 | 25 | 25 | 0,00 | 257,14 | 500 |
Капуста белокочанная свежая | 11 | 22,45 | 22,8 | 1,56 | 107,27 | 17750 |
Лук репчатый | 18 | 34 | 32,5 | -4,41 | 80,56 | 18000 |
Лук репчатый | 9,3 | 24 | 24 | 0,00 | 158,06 | 8560 |
Морковь | 18 | 32 | 32 | 0,00 | 77,78 | 5000 |
Морковь | 9 | 21 | 21 | 0,00 | 133,33 | 2200 |
Морковь | 13 | - | - | - | - | нет (сразу реализуется) |
Яблоки | 57 | 63,8 | 63,8 | 0,00 | 11,93 | 3000 |
Яблоки |
| 46 | 46 | 0,00 | - | 500 |
Крупа гречневая |
| 47,5 | 46,5 | -2,11 | - | 150 |
Крупа гречневая | 42,7 | 70,7 | 73 | 3,25 | 70,96 | 4412,2 |
Обращаем внимание читателей, что средневзвешенные оптово-отпускные цены по одноименной группе товаров могут зависеть, в том числе, от:
1. Поставщика (производителя) товара;
2. Размера партий;
3. Наличия долгосрочных договоров;
4. Ассортимента по данной одноименной группе.
Ивановское УФАС России благодарит все предприятия, участвующие в мониторинге, за понимание и содействие в выполнение возложенных на управление функций.
Вопросы анализа цен на продовольственных рынках Ивановской области управление затронет и в следующих своих публикациях.